Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:59, реферат

Краткое описание

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Содержание

1. Гуманистические основы конституционного строя
Понятие конституционного строя
Человек, его права и свободы - высшая ценность
1.3 Суверенитет народа
2. Конституционные характеристики Российского государства
2.1 Демографическое государство
2.2 Федеративное государство
2.3 Правовое государство
2.4 Социальное государство
2.5 Светское государство
2.6 Республиканская форма правления
3. Основы организации государственной власти местного самоуправления
3.1 Суверенитет Российской Федерации
3.2 Разделение властей
3.3 Органы государственной власти
3.4 Местное самоуправление
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

основы конституционного строя.rtf

— 292.37 Кб (Скачать файл)

     1) основам конституционного строя РФ

     2) общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

 

      3.4 Местное самоуправление

      Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст.3), признает и гарантирует его (ст.12). включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

     Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление пределов полномочий едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Одно несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.

     Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенными властными полномочиями. Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом своего российского конституционного права, он участвует в общенародном волеизъявлении при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. В своей основной части это институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, уставы субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Конституционный строй является одним из фундаментальных понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства и, следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально-государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.

     Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неоспоримости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков. Также Конституции отражен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

     Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление дает стабильность Конституции и конституционному строю.

     В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения, касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан. Следовательно, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной политической и правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.

     На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод. Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение  для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня. Разумеется, высказанные в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы не являются исчерпывающими. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. М.:Юрист,1998.

2. Основы права: Учебник (под ред. 3. Г. Крыловой) . М.: Высшая школа. 2000.

3. Правоведение: учебное пособие для вузов/ под ред. Проф. Ю. А. Тихомирова, проф. Н.И. Костяковой. Прф. Н.И. Архиповой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Уголовный-Кодекс РФ (официальный текст), М. 2011.

5. http://www.constitution.ru

6. http://www.consultant.ru

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации