Основы современной концепции государства Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать ответ на вопрос, что же такое концепции государства, определить их характерные признаки и раскрыть их классификацию;
рассмотреть историю идей о правовом и социальном государстве;
проанализировать концепции государств характерные для современной Украины;
определить тенденции развития социально-правового государства на практике.

Содержание

Введение

1 Классификация современных концепций государства

1.1 Основные политологические и социологические концепции

1.2 Юридические концепции

1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства

1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепция социального государства

2 Основы современной концепции государства Украины

2.1 Украина как правовое государство

2.2 Украина как социальное государство

3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
по теории государства и права 
 
На тему: «Основы современной концепции государства Украины» 
 
 
Выполнила студентка 1 курса, 
 
группы ПР-11-07 (ДФО) 
 
Амельченко Татьяна Викторовна 
Научный руководитель: 
 
Гарчева Людмила Петровна 
 
Симферополь, 2008 
 
^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
Введение 
 
1 Классификация современных концепций государства 
 
1.1 Основные политологические и социологические концепции 
 
1.2 Юридические концепции 
 
1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства 
 
1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепция социального государства 
 
2 Основы современной концепции государства Украины 
 
2.1 Украина как правовое государство 
 
2.2 Украина как социальное государство 
 
3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Зачатки различных современных концепций государства прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. В процессе этого длительного исторического периода сформировалось несколько основных концепций государства. Некоторые из них основаны на приоритете права или власти, некоторые – на экономической или политической основе. Все концепции очень разнообразны, но имеют сходные черты и в какой-то степени взаимодействуют друг с другом. 
 
Так как тема работы касается именно концепции современного государства Украины, то особое внимание будет уделено концепциям социального и правового государства. 
 
Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности нашего общества. В Конституции Украины 1996 года провозглашено, что Украина является демократическим, правовым и социальным государством. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности и поэтому именно человек в концепции гоосударства правового и социального становится целью все этой открываюзейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества. 
 
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать и в какой-то степени сравнить основные современные концепции государств, и выяснить какие же особенности Украины позволяют соответствовать концепциям правового и социального государства и как эти концепции реализуются на практике. 
 
Целями и задачами данной курсовой работы являются: 

  1.  
    дать ответ на вопрос, что же такое концепции государства, определить их характерные признаки и раскрыть их классификацию;
  2.  
    рассмотреть историю идей о правовом и социальном государстве;
  3.  
    проанализировать концепции государств характерные для современной Украины;
  4.  
    определить тенденции развития социально-правового государства на практике.

 
В своей работе я постараюсь полностью  осветить тематику полученой темы, а именно в полном объеме раскрыть основы современной концепции государства Украины, а также выявить их слабые и сильные стороны, основываясь на мнениях ведущих ученых специалистов по данному вопросу. 
^ 1 Классификация современных концепций государства 
ХХ век дал ряд научных концепций современного государства, что обусловлено происходящими в нем политическими процессами. Современные концепции государства – это направления социологических, политологических и теоретико-правовых исследований, которые раскрывают сущность государства и ее назначение в современном обществе. В теории государства и права выделяют политологические и социологические концепции современных государств, а также юридические1
Таблица 1 

 
Классификация современных концепций  государства

 
Политологические и социологические

 
Юридические

  •  
    Концепция солидаризма
  •  
    Концепция государства всеобщего благоденствия
  •  
    Теория плюралистической демократии
  •  
    Концепция элит
  •  
    Теория конвергенции
  •  
    Технократическая доктрина
  •  
    Концепция модернизма
  •  
    Концепция национального государства
  •  
    Фашистская доктрина
  •  
    Концепция переходной государственности
  •  
    Теория глобализации 
  •  
    Концепция правового государства
  •  
    Концепция социального государства

 
 
1.1 Основные политологические  и социологические концепции 
Государство находится в центре исследований различных общественных наук. Поэтому следует разглядывать не только юридически концепции государства, но и остановиться на отдельных социологических и политологических теориях, что имеет своей целью расширить представление про это сложное и многогранное явление, ведь все концепции актуальны и в ХХI веке. 
 
Так, специфический путь развития государственности некоторых стран Азии и Африки (государственная власть в них была узурпирована) породил в бывшем СССР научную концепцию так называемой переходной государственности. Переходной являлась государственность, которая возникает в ходе национально-освободительной войны независимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства – капиталистическому или социалистическому. Это государства, переходные от рабовладельческого типа к феодальному; от феодального к капиталистическому; от капиталистического к посткапиталистическому. Украина также переживает переходной период, но иного уровня. Она находится в числе постсоциалистических государств, взявших курс на гуманистическое демократическое правовое развитие. 
 
Концепция государства «всеобщего благоденствия» взяла за основу идею английского экономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства в экономическую жизнь является панацеей от всех социальных невзгод, средством сглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Государство трактовалось как надклассовое, утратившее свою прежнюю классовую сущность благодаря установлению прогрессивных налогов, перераспределению национального дохода, предоставлению социальных услуг и др. Таким образом государство должно принимать активное участие в регулировании экономических процессов с целью обеспечения каждому достаточного жизненного уровня. 
 
Концепция государства «всеобщего благоденствия» является одним из вариантов теории социального государства. 
 
Концепция солидаризма рассматривает государство как способ обеспечения социальной солидарности, достижение консенсуса на основе соглашения интересов и потребностей всех социальных слоев. Откидывается идея классовой борьбы, революционного пути развития общества. 
 
Современное понятие теории плюралистической демократии включает в себя права человека, свободную конкуренцию в политической сфере, разделение властей и федерализм. Такие принципы дают гарантии каждой политической силе, каждой организации опираться на различные рычаги власти. При этом обеспечивается воля большинства при обязательном расчете воле меньшинства. Всесторонне гарантируется право каждого на свободу мысли и свободного выбора, свобода создания организаций, существование альтернативных источников информации, гарантируется оппозиция и соперничество в политической сфере. А вот концепция национального государства в современной науке расценивается неоднозначно. Чаще всего она ассоциируется с достаточно небезопасными идеями национализма, национальной исключительности одних государств в противовес другим. В условиях многонациональных государств необходимо обязательно учитывать интересы не только преобладающей нации, но и интересы национальных меньшинств. 
 
Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами. Эта функция возлагается на элиту. Элита рассматривается как меньшинство общества, которое представляет собой привилегированную группу, наделенную особыми психологическими, умственными, социальными и политическими качествами, которая непосредственно берет участие в использовании государственной власти или активно влияет на ее осуществление. Элита образовывается в трех главных сферах общественной жизни – политической, экономической и интеллектуальной – путем устранения индивидов, которые достигли в своем деле наибольших успехов. 
 
Технократическая доктрина основана на идеи власти, которая опирается на знания и компетентность. В индустриальном обществе в условиях большого механизированного производства появляется слой технических специалистов. Согласно этой доктрине этот процесс переносится на государственное управление, которое должно осуществляться на основе технических средств особенно слоем высших функционеров, которые владеют специальными знаниями. 
 
Теория модернизации (модернизм) – это совокупность распространенных в западной политологии и социологии концепций общественно-политического и экономического развития, которые объясняют процесс перехода от стабильного традиционного к современному индустриальному и постиндустриальному обществу, которое непрерывно меняется. 
 
Теория глобализации (мирового государства) появилась на рубеже ХХ и ХХI веков. Родоначальник термина – американский экономист Р. Робертсон. Эта теория говорит не только о сближении государств, но еще и о стирании границ между ними в результате унификации всех сфер жизнедеятельности различных обществ мира. При этом образцом для всех государств мира является западный мир, его ценности, рыночная экономика, технологический процесс – к ним должны подтягиваться остальные государства. 
 
Теория мирового государства имеет мифологизированный характер, так как считает возможным построить всемирное цивилизованное общество в форме мирового государства в результате осознания необходимости его создания всеми обществами планеты. Я согласна с той точкой зрения, что она базируется на иллюзиях о том, что такое осознание откроет путь к интеграции, демократии и сотрудничеству, к преодолению социальных противоречий. Совсем не учитываются возможные негативные последствия глобализационного процесса (социальные конфликты, международный терроризм и т.п.). Вместе с тем общие интересы человечества требуют решения общими усилиями глобальных проблем, угрожающих самому его существованию. 
 
Теория конвергенции приобрела известность в конце 50-х годов ХХ века. Согласно этой теории в условиях НТР утрачивается различие между капиталистическими и социалистическими государствами, происходит их сближение путем заимствования друг у друга положительных черт, создается «единое постиндустриальное общество». В перспективе власть в конвергентном обществе, согласно теории, утратит классовый характер и общественно-политическую окраску, руководство перейдет к менеджерам (управляющим) – особому слою, возникшему в ходе НТР. 
 
Академик А. Д. Сахаров определял конвергенцию как «реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономической, политической, социальной и идеологических сферах». 
 
Идеи о сближении и взаимовлиянии государства, имеющих различные социальные системы, являются рациональными. В ХХ и особенно в ХХI веке изменилась социально-правовая характеристика буржуазных государств, прежние социалистические государства, в том числе Украина, перешли на либерально-демократический путь развития. Конституционной моделью для них стала знаковая для всего человечества концепция демократического, социального и правового государства, речь о которых пойдет далее более детально. 
^ 1.2 Юридические концепции 
Основными юридическими концепциями в теории государства и права являются концепция правового государства и концепция социального государства. 
 
^ 1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства 
 
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий “общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Однако государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. 
 
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”2
 
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. 
 
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. 
 
В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. 
 
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. 
 
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. 
 
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. 
 
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.3 
 
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. 
 
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что: 

  •  
    формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;
  •  
    принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;
  •  
    к “правильной” форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания;
  •  
    следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

 
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители. 
 
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”4
 
Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: 

  •  
    источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
  •  
    человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
  •  
    в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”;
  •  
    правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
  •  
    право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;
  •  
    государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”;
  •  
    государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

 
Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и  практику государственно-правового  строительства. 
 
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. 
 
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,А.И. Герцена,Н.Г. Чернышевского и А.Н. Радищева.4 
 
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. 
 
В 80-х годах ХХ века идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате перестройки, провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития, заложив в Конституцию концепцию построения демократического социального правового государства. 
 
Система идей о правовом государстве сложилась в концепцию правового государства, принципом которой стала реализация замысла о построении конституционного государства, где не только человек ответственен перед государством, но и государство перед ним. 
 
Правовое государство – тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Концепция правового государства основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему. 
 
В юридической литературе в качестве основных признаков концепции любого правового государства обычно выделяются следующие: 

  •  
    верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
  •  
    принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
  •  
    приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
  •  
    взаимная ответственность государства и личности.

Информация о работе Основы современной концепции государства Украины