Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа
Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика.
ГЛАВА 1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики…………………………………………………..
Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты и проблемы ее реализации………………………………………………………………………
Политика занятости, ее направления и методы………………………….
Политика занятости в Республике Беларусь……………………………..
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………..
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………
Проблемы существования стабилизационной политики………………
ГЛАВА 2. Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………….
2.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь………………
2.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики…………………………………………………..
ГЛАВА 2. Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………….
2.1 Особенности политики
занятости в Республике
2.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономическая нестабильность является одной из основных недостатков рыночной экономики.
Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика.
Тематика макроэкономической нестабильности является одной из основных в современной макроэкономике. Ведь понимание причин и природы макроэкономической нестабильности в рыночной экономике является необходимым условием для разработки экономической политики, направленной на ликвидацию макроэкономической нестабильности, т. е. достижение стабилизации уровня цен и производства, соответствующему полной занятости. Кроме того, одной из основных функций современного государства является осуществление экономической политики, направленной на смягчение цикличности развития рыночной экономики, на ликвидацию последствий экономических спадов.
Неслучайно, что данная тема является одной из наиболее дискуссионных в макроэкономике – существуют множество мнений различных экономистов о том, какой должна быть роль государства в вопросе регулирования рыночной экономики. Каждое мнение, каждый подход к достижению макроэкономической стабильности экономики имеет как сильные, так и слабые стороны. Однако, опыт показывает, что до сих пор не найдена панацея против нестабильности в рыночной экономике. Принципы стабилизации экономики, хорошо сработавшие в определенной экономической ситуации, приводят к совершенно неожиданному, отрицательному эффекту в другой подобной ситуации.
Учитывая эти обстоятельства, главным образом актуальность и важность данной тематики, я остановил свой выбор на теме: «Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики». В процессе изложения материала я попытаюсь наиболее полно раскрыть сущность данной проблемы, рассмотреть особенности этой проблематики, связанные с переходным периодом в России, а также рассмотреть взгляды различных экономистов и экономических направлений
на данную проблематику с тем, чтобы попытаться понять, какой из них наиболее предпочтителен в современных условиях переходной экономики.
Скажу кратко о структуре плана: для наиболее полного изложения я разбил всю тему на четыре главных части. Первая часть посвящена цикличности развития рыночной экономики, классификации и перодичности циклов. В ней я подробно рассмотрел теории циклов и их проявление в реальных рыночных экономиках (в основном на примере США). Во второй части я рассмотрел безработицу: ее виды, воздействие на экономику, закон Оукена и т.д. В заключительной третьей части проведен обзор и анализ различных концепций экономической политики, направленной на ликвидацию макроэкономической нестабильности. В своем анализе данной проблематики я привлек достаточно большое количество зарубежной и отечественной литературы и периодических изданий с тем, чтобы избежать односторонности и неполноты курсовой работы. В процессе работы использовались как базовые учебные пособия, так и различные документы,
статистические данные. Вся использованная литература отличается хорошей
проработанностью данной проблематики, а также изложением материала на высоком уровне.
Труд принципиально отличается от всех других ресурсов производства, поэтому в рыночной экономике выделился особый рынок – рынок труда.
Рынок труда в обыденном смысле представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме.
Рынок труда можно определить
как многомерную, многоуровневую систему
рыночных институтов, организации и учреждений
государственного сектора, бизнес-сообщества
и общественных объединений (профсоюзов
и др.), решающих всю совокупность проблем
воспроизводства рабочей силы, использования
труда и выполняющих для этого многочисленные
функции как на микро-, так и на макроуровне.
К решаемым проблемам относятся условия
и механизмы найма работников, порядок
и уровень оплаты их труда, объемы и структура
занятости, уровень и динамика безработицы,
направления и механизмы повышения квалификации
и переквалификации работников и многое
другое. Сюда же входят и проблемы развития
«человеческого капитала» — категории,
синтезирующей в единое понятие современное
понимание роли и места человека в обществе,
в повышении эффективности экономики
на основе инвестиций в развитие способностей,
углубление знаний, расширение; навыков,
повышение профессионально-
Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. Главную роль при этом играют методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и сводящие к минимуму инфляционное давление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов в целях обеспечения их максимальной продуктивности.
Объект работы – Республика Беларусь.
Предмет – стабилизационная политика.
Цель курсовой работы: рассмотрение особенностей стабилизационной политики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть проблемы
реализации стабилизационной
2) охарактеризовать
3) проанализировать собенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Определяющую роль в экономике Республики Беларусь играют сфера труда, условия занятости, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально-ориентированной экономики.
ГЛАВА 1.
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики
1.1 Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты и проблемы ее реализации
Политика стабилизации – это государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне(5, с.36).
Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики является борьба с безработицей и антиинфляционная политика. Борьба с безработицей, например, возможна путем использования стимулирующей бюджетно-налоговой политики (снижения налогов, роста государственных расходов), что повышает совокупный спрос и приводит тем самым к росту национального производства. Для того чтобы произвести больше товаров, фирмы нанимают больше работников, и уровень безработицы снижается. Но данная политика может вызвать рост уровня цен. Другой вариант политики связан с денежно-кредитным регулированием: центральный банк увеличивает предложение денег в стране, содействуя росту совокупного спроса (у покупателей больше денег, которые можно потратить на приобретение товаров).
Отличие бюджетно-налоговой политики от денежно-кредитной состоит в том, что они по-разному влияют на структуру совокупного спроса. Так, повышение государственных расходов может осуществляется путем роста государственных закупок благ или величины трансферов населению, которые также идут на покупку потребительских товаров.(1, с.219)
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями экономического характера: временные лаги фискальной и монетарной политики; несовершенство экономической информации; изменчивость экономических ожиданий; неоднозначность исторических аналогий.
Цели стабилизационной политики:
Стабилизационная политика государства проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк – темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и понемногу, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снизить быстро не удастся. Однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, уменьшения величины выпуска.
Описанные выше мероприятия государственной стабилизационной политики предполагают прежде всего воздействие на совокупный спрос. Однако не менее важной является возможность влияния на совокупное предложение. В условиях стагфляции мероприятий антиинфляционной политики по сдерживанию спроса, равно как и мероприятия политики занятости по его стимулированию, малоэффективны. Причины стагфляции кроются в поведении совокупного предложения, поэтому именно здесь следует искать возможности применения государственных усилий. Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного набора инструментов воздействия на совокупное предложение в данном случае можно использовать снижение налогов (что приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестиционных расходов (снижение ставки процента по инвестиционным кредитам, особенно долгосрочным, налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту совокупного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предложения вправо-вниз (рис. 1.1). Тем самым одновременно будут достигнуты обе цели: рост объемов реального выпуска при одновременном сокращении безработицы, снижение среднего уровня цен и темпов инфляции. Однако это более сложный вариант, нежели воздействие на спрос (1, с.219).
Рис. 1.1 Стимулирование совокупного предложения
Классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно.
Если детерминанты совокупного спроса не меняются, спрос остается стабильным, пока не происходит никаких изменений в предложении денег. Поэтому для доказательства автоматической системы при полной занятости классики анализируют денежный рынок.
Классики считают, что основным фактором воздействующим на сбережения и инвестиции, является реальная процентная ставка. Люди, как правило, предпочитают сберегать финансовые активы, приносящие им доход в виде процента, а не наличные деньги. При увеличении ставки процента сбережения начинают увеличивается, растет предложение денег. При увеличении ставки процента стремление фирм инвестировать уменьшается, так как увеличивается плата на заемные денежные средства, а особенные выгоднее вкладывать в ценные бумаги и получать доход в виде процента.
Информация о работе Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь