Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика.

Содержание

ГЛАВА 1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики…………………………………………………..
Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты и проблемы ее реализации………………………………………………………………………
Политика занятости, ее направления и методы………………………….
Политика занятости в Республике Беларусь……………………………..
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………..
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………
Проблемы существования стабилизационной политики………………
ГЛАВА 2. Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………….
2.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь………………
2.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 149.15 Кб (Скачать файл)

Спрос на деньги и предложение денег уравновешиваются при помощи ставки процента, ставка процента является гибкой, так как существует конкуренция.

Подобно тому как уравновешивается спрос и предложение инвестиционных средств, гибкая заработная плата обеспечивает равновесие на рынке труда. Это равновесие говорит о том, что вынужденной безработицы не существует, то есть экономика функционирует при полной занятости. Гибкие цены обеспечивают «очищение» рынка от ненужной продукции, так что длительное перепроизводство невозможно. Рынок способен исправить возникающие диспропорции таким образом, что экономика функционирует при полной занятости. Макроэкономическую нестабильность классики объясняют наличием неконкурентных сил: деятельности государства и профсоюзов (5, с.40) .

 

 

1.2 Политика занятости, ее направления и методы

 

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.

В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости населения. Занятость населения – это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие  удовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

Занятыми считаются граждане:

  1. Работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течении полного или неполного рабочего дня или недели);
  2. Имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);
  3. Самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективом, фермеров);
  4. Избранные или назначенные на оплачиваемую должность.

К категории занятых также относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.(6, с.158)

Структурные виды занятости можно выделять по: характеру деятельности; принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою; сферами народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов; территориальному признаку; уровню урбанизации; профессионально-квалификационному признаку; половозрастному составу; видам собственности и формам организации труда. (8, с.441)

Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и  рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудится предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде . Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.

Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности , которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ .

Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников . (6,с.159)

Проблемы занятости исследуют: классическая, кейнсианская и посткейнсианская, в том числе и неоклассическая, теории.

Согласно классической концепции равновесие спроса и предложения на рынке труда устанавливается при соответствующей ставке реальной заработной платы. Свободная конкуренция  на рынке труда приводит к единственной равновесной ставке заработной платы и уровня занятости, который взаимосвязан с единственным уровнем производства и дохода. Таким образом, классическая функция предложения труда (рис. 2.1,1) основана на предложении о постоянном поддержании полной занятости, которой соответствует объем производства продукта и дохода Qf, абсолютно не зависимый от уровня цен.

В отличии от классической концепции кейнсианская предполагает, что во-первых, существует не один, а несколько уровней реального дохода и занятости; во-вторых, равновесный уровень занятости определяется не конкуренцией на рынке, а уровнем дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса на товары и услуги. Функция предложения труда выглядит как горизонтальная линия (рис. 2.1,2). (8, с.442)







 


 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Классическая (1) и кейнсианская (2) теории предложения труда

 

Так, классические экономисты утверждают, что полная занятость – нормальное явление в рыночной экономике и невмешательство государства представляет собой наилучшую политику, которую должно осуществлять правительство; однако кейсианцы доказывают, что для такой экономики типичной является безработица, и, чтобы устранить ее, необходима активная политика.

Классических и кейнсианских экономистов можно сравнить путем сопоставления их моделей совокупного спроса – совокупного предложения в экономике:

  1. В классической модели кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную линию в экономике с уровнем производства, соответствующим полной занятости; а уменьшение совокупного спроса будет порождать понижения уровня равновесной цены и не повлияет на реальный объем производства (и занятость) в экономике благодаря закону Сэя, эластичным процентным ставкам и реагирующим на внешние изменения ценам и зарплате;
  2. В кейнсианской модели кривая совокупного предложения представляет собой горизонтальную линию  при постоянном уровне цен; а уменьшение совокупного спроса будет приводить к снижению реального объема производства (и занятость) в экономике и не повлияет на уровень равновесной цены из-за неэластичности цен и зарплаты в сторону понижения;
  3. Как в классической, так и в кейнсианской модели кривая совокупного спроса опускается вниз. (4, с.108)

Для раскрытия неоклассической концепции рассмотрим случай, когда рынок труда сбалансирован, а уровень цен постоянен (рис. 2.2). Равновесие спроса и предложения наблюдается в точке Е при номинальной заработной плате Wо и полной занятости N. Допустим, что количество денег в обращении увеличивается. При неизменных ценах номинальное увеличение денежной массы вызывает снижение нормы процента и повышение платежеспособного спроса, что, в  свою очередь, приводит к росту цен. Из-за того, что уровень полной занятости остается прежним, произойдет смещение кривых  спроса и предложения до нового равновесного состояния в точке Е1 при более высокой номинальной ставке заработной платы W1. (8, С.442)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2  Воздействие на рынок труда изменения уровня цен

 

 

 

1.3 Политика занятости в Республике Беларусь

 

В настоящих условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация поставленной задачи возможна лишь путем совершенствования налоговой политики и других регулирующих механизмов.

С учетом сложившейся в сфере занятости населения ситуации для  Республики Беларусь наиболее приемлем активный подход к ее регулированию. В то же время активная политика должна не ограничиваться лишь административными  мерами воздействия, а базироваться на оптимальном сочетании организационных, экономических и административных мер, что будет способствовать достижению основной цели государства в области  трудовых отношений – обеспечению полной и эффективной занятости населения. (1, с.229)

В период формирования экономической системы рыночного типа в сфере занятости населения постепенно обнаруживаются новые тенденции. Кризисный спад объемов производства приводит к заметному снижению спроса на рабочую силу. Начинает формироваться ограниченный по объему спроса рынок рабочей силы. Формируется устойчивый спрос со стороны увеличивающегося частного сектора.

Вместе с тем, обнаружились и негативные тенденции. Так, с учетом некоторых социально-политических соображений стала складываться практика сохранения ранее созданных трудовых коллективов. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных зданий по темпам экономического роста так же сдерживало  процесс освобождения производства от избыточной численности работников. Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий, на формальную реализацию так называемого хозяйственного расчета. В этих условиях  администрация предприятия экономически не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых. (3, с.112)

Основные принципы политики занятости в Республике Беларусь определены в законе «О занятости населения» от 15.06.2006 года, в  соответствии с которым государственная  политика  в области содействия занятости населения направлена на:

  1. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  2. ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
  3. обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  5. предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  6. сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
  7. поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  8. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  9. участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
  10. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. (10)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости, прежде всего стремиться к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью. Не последнее место в решении этих проблем должно быть уделено регулированию форм занятости. Рынок труда Беларуси в настоящий момент характеризуется рядом негативных явлений, которыми являются скрытая безработица либо вынужденная неполная занятость, избыточная занятость, а на этой основе возникающая вторичная занятость, часто обретающая форму нелегальной занятости. Это, несомненно, вызывает социальную напряженность в обществе, поэтому решение этих проблем должно стать первоочередной задачей, которую необходимо решить государству.

 

 

 

1.4  Антиинфляционная политика, ее направления и методы

 

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной стороны.

Антиинфляционная политика включает в себя два блока:

  1. регулирование совокупного спроса;
  2. регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени. (2, с. 174)

По мнению монетаристов, инфляция является чисто денежным феноменом и по рождению неграмотным вмешательством государства в экономическую сферу. Увеличение совокупного предложения, не должно стимулироваться дополнительными инвестициями, стимулированными государством.

В отличии от кейнсианцев, монетаристы предлагают не дешевый, а дорогой кредит. Поэтому для слабых фирм кредит становиться недоступным, и они разоряются. Сильные же фирмы предлагается поощрять низкой ставкой налогов. Понятно, что применение таких рецептов негативно сказывается на благосостоянии основной части населения, ведет к подрыву социальной стабильности и возможным политическим катаклизмам. Падение спроса может стимулировать резкий спад производства, увеличивать безработицу. (9, с.368)

Информация о работе Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь