Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика.

Содержание

ГЛАВА 1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики…………………………………………………..
Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты и проблемы ее реализации………………………………………………………………………
Политика занятости, ее направления и методы………………………….
Политика занятости в Республике Беларусь……………………………..
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………..
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………
Проблемы существования стабилизационной политики………………
ГЛАВА 2. Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………….
2.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь………………
2.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 149.15 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Проблемы существования стабилизационной политики.

 

Опыт проведения кредитно-денежной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также факторы повышения ее эффективности.

Сильной стороной кредитно-денежной политики является то, что центральные банки  развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке кредитно-денежной политики в зависимости от экономической ситуации. Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной системе не требует продолжительных процедур согласования и принятия специальных решений органов государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении кредитно-денежной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.

Слабой стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.

При проведении кредитно-денежной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим  механизмом изменения денежной массы  в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как в этом участвуют коммерческие банки и небанковский сектор [6, c. 182].

Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

1. изменение величины предложения  денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;

2. изменение процентной ставки на денежном рынке;

3. изменение совокупных расходов;

4. изменение объема национального  производства.

Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на экономику. Выбор типа фискальной политики зависит от экономической ситуации.

Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спала экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ЧВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) — превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д.

Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга [3, c. 146].

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такая фискальная политика стимулирует совокупный спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. В практике капиталистической экономики такое регулирование получило название «стоп-вперед» («stop-go») — тормозить при подъеме и подталкивать вверх при спаде. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

- побочные последствия  активных бюджетных  дефицитов  достаточно серьезны. Увеличение  государственных расходов или  уменьшение налогов приводят  к росту дефицита государственного  бюджета, а последний — к росту инфляции;

- государственные инвестиции  вытесняют  частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения — сокращение  уровня инвестиций, вызванное увеличением  государственных расходов. Сущность  эффекта

- вытеснения состоит в  том, что стимулирующая фискальная  политика ведет к росту спроса  на деньги, следовательно, к росту  процентной ставки и сокращению  частных инвестиционных расходов;

- проблема времени. Дискреционная  фискальная политика требует  изменений в законах о налогах  и в законах о правительственных  программах расходов. Фискальная  политика часто запаздывает из-за  административных и законодательных  процедур, в результате она может  воздействовать [7, c. 139]

- только на крупные  дестабилизирующие изменения. Небольшие  колебания находятся за пределами  возможностей фискальной политики;

- политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных  расходов, — очень популярная  мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение  налогов или урезание социальных  программ связано с нежелательными  социальными последствиями, и правительство  часто не решается применять  эти меры.

Кроме фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры. При этом необходимо использовать одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривается достичь.

Результативность стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного блага между моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

Таким образом, в экономическом развитии государства особую роль играет стабилизационная политика, которая предполагает под собой систему мероприятий правительства, направленных на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. особенности политики занятости в Республике Беларусь

 

 

 

В конце 1990-х правительство Республики Беларусь и Национальный банк ужесточили денежно-кредитную политику. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько сократился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не уменьшая при этом темпов экономического роста. Благоприятная конъюктура внешних рынков, прежде всего российского, давала возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость. (1,с.225)

 

Программой занятости населения в Республике Беларусь в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;

б) материальную поддержку незанятого населения;

в) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;

г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на

действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

е) развитие республиканской службы занятости.

Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как форма макроэкономической нестабильности. В целом на ее формирование прямое воздействие оказывают следующие обстоятельства:

  1. кризисный и конъюктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности );
  2. назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;
  3. необходимость рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастании конкуренции;
  4. сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
  5. дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;
  6. длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения. (3,с.113)

 

В политике занятости белорусского государства следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком проводимой политики является ограничением совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так,  данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремится к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсирую  повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

Важнейшая особенность государственной политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.(1,с.226)

 

Динамика занятости населения в Беларуси будет изменяться с учетом ранее отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов в национальной экономике. Можно прогнозировать возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов в сфере информационных технологий и психологов. В то же время будет сокращаться спрос на бухгалтеров и экономистов низкой квалификации, банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля. Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечение высококвалифицированной рабочей силы.(Зубко стр. 114)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение                   

В заключение я бы хотел отметить основные положения курсовой работы и привести мои предложения относительно практической экономической политики в Республике Беларусь.

Информация о работе Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь