Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:58, курсовая работа
Целью исследования является анализ понятия и сущности, особенностей функционирования механизма государства.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: определить понятие государства; охарактеризовать особенности формирования государства; определить особенности и место государства в политической системе общества; выделить понятие и элементы механизма государства; определить принципы механизма государства
определить тенденции государственной власти.
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и происхождение государства................................................................5
1.1. Понятие государства и его основные элементы................................................5
1.2. Сущность государства и тенденции его формирования...................................9
2. Особенности механизма государства..................................................................14
2.1 Государство в политической системе общества...............................................14
2.2. Понятие механизма государства.......................................................................19
2.3. Принципы механизма государства...................................................................22
2.4. Теория разделения властей как основа формирования
государственного аппарата. Государственные органы..........................................24
Заключение.................................................................................................................31
Библиографический список......................................................................................33
Президент Российской Федерации.
С принципом разделения властей
вполне сообразуется то, что по Конституции
РФ Президент как глава
Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства) [18, c. 237].
Органы представительной
и законодательной власти. Представительным
и законодательным органом
В Совет Федерации
входят по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному
от представительного и
Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
Совет Федерации и
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.
В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы [18, c. 238].
Система представительных
и законодательных органов
Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента [10, c. 218].
Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:
1. Федеральные министерства
(по атомной энергии,
2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, по кинематографии, по молодежной политике и др.).
3. Федеральные комиссии
России (Высшая аттестационная, по
рынку ценных бумаг,
4. Федеральные службы России (безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю, пограничная и др.).
5. Российские агентства (по боеприпасам, по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам, статистическое и др.).
6. Федеральные надзоры
России (горный и промышленный, по
ядерной и радиационной
7. Иные федеральные органы исполнительной власти [10, c. 221].
Понятием системы
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ: Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей,
Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Прокуратура Российской
Федерации, как определено в Конституции
РФ, составляет единую централизованную
систему с подчинением
Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено Федеральным законом «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны [15, c. 224].
Вооруженные Силы государства
предназначены для отражения
возможной агрессии, направленной против
Российской Федерации, для вооруженной
защиты целостности и
Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об оборонен, «О Вооруженных Силах Российской Федерации», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрев сущность и основные элементы государственного механизма, мы можем сделать вывод, что механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.
В данной работе нами представлено определение государства, выделены его специфические признаки и охарактеризована специфика механизма государства.
Основной функцией политической системы общества выступает организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
В соответствии с этим в работе рассмотрено понятие государственного механизма и способов его функционирования, определены особенности взаимодействия различных элементов политической системы и организация работы органов государственной власти.
Механизм государства — это система государственных- органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Понятие «механизм государства»
тесно связано с понятием «государственный
аппарат». Последнее принято употреблять
в двух смыслах: широком и более
узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов совпадает с понятием
механизма государства. В более узком
смысле под государственным аппаратом
принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в
смысле совокупности исполнительно-
В теории государства
и права понятие
Государственный аппарат
— система органов государства,
с помощью которых
Построение и деятельность
механизма государства
Список литературы
1. Абрамов И. Е. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2011.
2. Алексеев С. С.
Право: Опыт комплексного
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2010.
4. Завадская Л. Н. Механизм реализации права. – М.: Педагогика, 2012.
5. Кожевников С. Я. Реализация права, юридическое толкование, законность. - Н. Новгород, 2012.
6. Кравченко И. Е. Теория права. - М.: Высшая школа, 2011.
8. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2010.
9. Морозов. П. Н. Реализация правовых норм. - Тула, 2013.
10. Нерсесянц В. С. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013.
11. Общая теория государства и права./ Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Педагогика, 2012.
12.Скакун О. Ф. Реализация права. – М.: Юристъ, 2010.
13.Сырых В. М. Теория государства и права. – М.: Былина, 2011.
14. Теория государства и права./ Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Норма, 2011.
15. Теория государства и права./ Под ред. Г. Н. Манова. – М.: НОРМА, 2012.
16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Педагогика, 2011.
17. Цыплаков А. С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Саратов, 2012.
18. Четвернинин В. А. Понятие права и государства. – М.: Юристъ, 2010.
Информация о работе Особенности понятия и состава механизма государства