Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 06:59, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы заключается в том, что в ходе экономических и социальных реформ Россия движется от тоталитарного к правовому государству. Понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину и тем более студенту-юристу. Цель представленной работы - изучить закономерности развития государства и права. Исходя из цели были сформулированы следующие задачи: - изучить общие закономерности возникновения государства и права. - рассмотреть закономерности развития государства.
Содержание
Введение …………………………………………………………..…............ 3 1 Особенности возникновения государства и права …………… ….......... 5 1.1 Причины и пути возникновения права …………………………….. 5 1.2 Пути возникновения государства ………………………………...... 10 2 Теоретические основы закономерности развития государства и права … 14 2.1 Закономерности развития государства и права ….…………………. 14 2.2 Общие закономерности возникновения государства и права …….. 18 Заключение……………………………………………………………............. 21 Список использованной литературы…………………………………........... 23
В целом же и в этом регионе
земного шара процесс монополизации функции
общественного управления общинной верхушкой,
т.е. зарождение государства, при отсутствии
частной собственности на основное средство
производства и разделения общества на
классы являлся типичным, определяющим
в становлении государственности, естественный
ход которого был нарушен в результате
колонизации материка.
Глава 2. Теоретические основы закономерностей
развития государства и права
2.1 Закономерности
развития государства и права
Выявление и анализ повторяющихся,
т.е. закономерных, связей, определяющих
ход развития государства, позволяют и
увидеть настоящее, и заглянуть в будущее
данного феномена.
Государству как относительно
самостоятельному явлению присущи собственные
закономерности развития. Однако главные
импульсы к движению вперед оно получает
от взаимодействия с динамично развивающимся
обществом.
Современная отечественная
теория государства и права, хотя и использует
формационный подход в типологии государства
и права, выделяя вслед за советской теорией
рабовладельческий, феодальный, буржуазный
и социалистический типы государства
и права, тем не менее, не усматривает в
смене одного типа государства и права
другим тех закономерностей, о которых
говорила советская наука. Так, по мнению
А. П. Бутенко, согласно исторической концепции
К. Маркса переход от первичной (доклассовой)
формации к вторичной (классовой) формации
имеет свои варианты: от первобытнообщинного
строя возможно развитие и к рабству, и
к феодализму, и к азиатскому способу производства
[8]. А это значит, что у разных народов исторически
первым был не только рабовладельческий
тип государства и права, но также феодальный
и восточный (азиатский) типы [8].
Одна из основных закономерностей,
следуя точке зрения Алексеева С. С., эволюции
государства заключается в том, что по
мере совершенствования цивилизации (как
совокупности материальных и духовных
достижений общества) и развития демократии
оно превращается из примитивного, «варварского»
образования принудительно-репрессивного
характера в политическую организацию
общества, где активно функционирует весь
комплекс институтов государства в соответствии
с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся
общество нуждается в том, чтобы его разносторонние
объективные потребности были в центре
внимания государства, оно стимулирует
развертывание общесоциальных функций
государства. Пожалуй, здесь исток новой
закономерности развития современного
государства — возрастание его роли в
жизни общества.
Названная закономерность проявилась
в полной мере во второй половине XX в. Государство
стало распространять свою организующую
и направляющую деятельность на экономическую,
социальную и культурную сферы жизни общества
через вновь создаваемые учреждения и
органы — министерства экономики, труда,
культуры, образования и др. [3].
В этой связи небесспорно мнение
С.С. Алексеева о том, что в «развитии государства
может быть отмечен и ряд других тенденций:
"уход" государства от экономики,
все большее его отдаление от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника».
Практика показала, что именно сегодня
в силу многих причин государство «пришло»
в экономику и тем самым стабилизировало
экономическую жизнь, оградило ее от экономических
потрясений во многих странах мира. Поэтому
высказывание С.С. Алексеева может быть
применимо только к нашей стране, где разгосударствление
общества, его экономики привело, к сожалению,
к умалению, минимизации роли государства
во всех сферах жизни, в том числе экономической.
Примерно такую же позицию в
этом вопросе занимает и В.Д. Перевалов,
с той лишь разницей, что в качестве тенденций,
определяемых основной закономерностью
(превращение государства из примитивного,
"варварского" образования принудительно-репрессивного
характера в политическую организацию
всего общества), он называет возрастание
социальной роли государства в жизни общества,
гуманизацию государства, развитие институтов
либеральной демократии, тесное сотрудничество
государств в решении глобальных проблем
[9].
По мнению В.Е. Чиркина, развитие
государства подчинено следующим закономерностям.
Во-первых, развитие государств свидетельствует
о волнообразном движении: усиление роли
государства приводит к критической точке,
за которой следует либерализация. Если
она становится чрезмерной, утрачивается
необходимая степень управляемости обществом,
что может привлечь падение жизненного
уровня населения и создать условия для
возникновения государства-диктатуры.
Во-вторых, долговременные тенденции развития
государства свидетельствуют о процессах
демократизации и социализации государства.
В-третьих, наряду с процессами демократизации
в современных условиях, в условиях постиндустриального,
информационного общества развитие все
более идет по пути создания технологического
и технократического государства. В-четвертых,
по мере развития уменьшается роль принуждения.
Государство, его органы стремятся разрешать
конфликты на базе компромиссов и консенсуса.
В-пятых, возрастает обилие и разнообразие
переходных, гибридных, промежуточных
форм государственности. В-шестых, в наше
время становятся более резким "взлеты"
и "падения" в развитии государственности
[10].
Встречаются попытки и более
конкретного анализа закономерностей
развития государства. Так, например, А.Л.
Гуторова, учитывая взаимоотношения государства,
общества и личности, считает возможным,
хотя в определенной степени и условно,
выделить пять основных этапов эволюции
государства: традиционное государство,
конституционное демократическое государство,
правовое государство, социальное государство,
маркетинговое государство [11].
Иную трактовку эволюции государства
дает В.Я. Любашиц. Опираясь на категорию
"исторический тип государства",
которая, по его мнению, предполагает необходимость
генетического подхода к государству,
его познания в динамическом состоянии
зарождения, перехода к развитым формам,
гибели данного конкретно-исторического
типа государства и замены его государством
иного исторического типа, ученый выделяет
три исторических типа государства: традиционное
государство, феодальное государство
и современное государство [12].
Вопрос о закономерностях развития
государства не имеет в современное научной
литературе единообразного решения и,
как представляется, нуждается в дальнейшем
исследовании. Так же как и вопрос о закономерностях
развития права, на который в наше время
существует две точки зрения.
Так, О.Э. Лейст, прослеживая
закономерности развития права и исходя
из качественных особенностей права той
или иной общественно-экономической формации,
выделяет три сменяющих друг друга исторических
типа права: сословное право, формальное
право и социальное право [13].
Иной позиции придерживается
Т.В. Кашанина, выделяя три стадии. В качестве
первой стадии (стадии детства) ею выделяется
архаичное право. Особенности которого
она видит в том, что нормы этого права
вырабатываются "снизу", самим народом,
носят локальный, местный характер, чаще
всего принимают характер обычаев. В качестве
второй стадии (стадии юности) выделяется
сословное или корпоративное право (можно
называть протоправом, так как оно не являлось
еще настоящим правом, в подлинном понимании
этого слова). Возникновение его являлось,
по мнению автора данной точки зрения,
результатом постепенного развития экономики
и сопутствующей экономическому процессу
специализации общественного труда, а
отсюда - неумолимой дифференциации обществ.
Третьей стадией (стадия зрелости) является,
по мнению Т.В. Кашаниной, развитое или
общегосударственное право. Главные особенности:
во-первых, в целенаправленном формулировании
норм преимущественно органами государства,
причем особой их разновидностью - законодательными
органами, и, во-вторых, в защите правовых
норм органами государства и, прежде всего,
правоохранительными органами.
Прогнозируя развитие права
на будущее, Т.В. Кашанина полагает, что
вначале, вероятно, будут созданы континентальные
системы права, которые в дальнейшем сольются
в одну мировую систему права [14].
Под воздействием научно-технической
революции и начавшегося процесса мировой
интеграции, создания мирового рынка в
развитии государства появилась новая
закономерность — сближение различных
государств, их взаимообогащение в результате
взаимодействия. Так, в свое время западные
государства в той или иной мере восприняли
от социалистических государств социальную
направленность их деятельности, планирование.
Сегодня Россия учится у западных государств
разделению властей, парламентской культуре,
строительству правового государства.
Под влиянием данной закономерности уходят
в прошлое острая конфронтация, идеологическая
война, недоверие и подозрительность [7].
Правда, названные закономерности
представляют собой общие тенденции, главные
линии эволюции государств нашей планеты.
Развитие конкретного государства нередко
бывает весьма противоречивым. Зигзаги,
повороты назад, непредсказуемые шарахания
из крайности в крайность, особенно когда
государственная власть используется
в личных, групповых, клановых интересах,
подчиняется узкопартийным целям и задачам,
иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
2.2 Общие закономерности
возникновения государства и права
Государственность приходит
на смену родоплеменному строю, когда
первобытное равенство и историческая
первичная общественная форма собственности
изживают себя и общество разделяется.
Этому строю были присущи общественная
власть и социальные нормы, регулировавшие
поведение людей, но при отсутствии власти
обособленного и как бы стоящего над обществом
особого аппарата для принудительного
воздействия. В управлении делами рода
участвовали на основе равноправия все
его взрослые члены. Все жизненно важные
вопросы разрешались на общем собрании
рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Прогрессирующее общественное
разделение труда изменяет содержание
и формы организации общественной жизни
в семейных и родовых общинах, во фратриях,
куриях и племенах. Родоплеменная структура
усложняется, постепенно начинает развиваться
разделение социальных функций.
Например, в германских племенах
во времена Цезаря и Тацита все их члены
обрабатывали землю, пасли скот, участвовали
в военных походах, ходили на народные
собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда
завоеватели-германцы расселились на
обширных территориях, положение изменилось.
Войны велись теперь где-то далеко, многие
общинники не желали участвовать в дальних
походах. Это вызвало численный рост дружины,
занятой прежде всего войной. Увеличивалось
число приближенных короля, среди них
выделились служители культа — духовенство.
Таким образом, общинники, которые раньше
занимались всеми делами социума, силой
обстоятельств понуждаются заниматься
чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных
функций становилось все менее возможным.
В результате подобной специализации
появилась значительная группа людей,
которая не участвовала в создании материальных
ценностей. Они воевали, выполняли судебные
и полицейские функции, т.е. все то, что
присуще государству как воплощению уже
не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных
структур от первоначального равенства
стимулировалось также развивающимся
процессом концентрации богатства, его
накоплением в узком привилегированном
слое, что в конце концов привело к появлению
частной собственности (на Западе) или
«власти-собственности» (на Востоке), а
на их основе — к эксплуатации человека
человеком.
Переход от первобытно-общинного
строя к государственно организованному
обществу сопровождался образованием
территориальной общины и развитием центров
племенной жизни — укрепленных городов.
Состав территориальной общины определялся
уже не родственными отношениями, а расселением
в одной местности, соседством. С .этого
момента территория стала важным фактором
в процессе формирования государственности.
Чем отличается государство
от органов управления первобытного общества?
Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от общества
публичной власти. Публичная власть существовала
и в первобытном обществе, но она выражала
интересы всего общества и не была отделена
от него.
В ее осуществлении участвовали
все. В любом же государстве власть реально
осуществляется государственным аппаратом,
который отделен от остального общества.
Во-первых, он представляет собой особую
группу людей, которая занимается исключительно
управлением и не участвует непосредственно
в общественном производстве. Во-вторых,
этот аппарат чаще всего выражает в первую
очередь интересы не всего общества, а
определенной его части (класса, социальной
группы и т.п.), а нередко и самого себя
[3].
2. Взимание налогов и сборов,
поскольку для содержания государственного
аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории.
В отличие от первобытного общества, в
котором все его члены делились в зависимости
от принадлежности к роду, племени, в условиях
государства население разделено по признаку
проживания на определенной территории.
Это связано как с необходимостью взимания
налогов, так и с наилучшими условиями
управления, поскольку разложение первобытно-общинного
строя приводит к постоянным перемещениям
людей [15].
Государство возникает как
закономерный, объективно обусловленный
результат естественного развития первобытного
общества. Это развитие включает в себя
ряд направлений, и прежде всего совершенствование
экономики, связанное с ростом производительности
труда и появлением избыточного продукта,
укрупнение организационных структур
общества, специализация управления, а
также изменения в нормативном регулировании,
отражающие объективные процессы. Эти
направления развития общества взаимосвязаны
и взаимообусловлены: экономическое развитие
определяет возможность укрупнения общественных
структур и специализации управления,
а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему
росту производства. Нормативное же регулирование
отражает происходящие изменения и в определенной
степени способствует совершенствованию
общественных отношений и закреплению
тех, которые выгодны для общества или
господствующей верхушки.