Патриархальная теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Существует множество теорий происхождения государства. На сегодняшний день теорий происхождения государства более десятка, все они, в той или иной мере, (а вместе взятые - достаточно полно) отражают различные факторы возникновения государства.
1) Теологическая теория - одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века.

Содержание

Введение

Основная часть
Авторы и сторонники Патриархальной теории.
Время появления и развитие этой теории.
Суть теории.
Плюсы и минусы теории.
Вывод
Заключение

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная_ТГП.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 


 


институт правоведения и предпринимательства

 

 

 

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

по теории государства и права

на тему: «Патриархальная теория происхождения государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

              заочного отделения,  411 гр.

                      Гнездовский А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – Пушкин

2014

 

ПЛАН

 

  • Введение                                                                                                                               

 

  • Основная часть
    1. Авторы и сторонники Патриархальной теории.                                                         
    2. Время появления и развитие этой теории.                                                                  
    3. Суть теории.                                                                                                                  
    4. Плюсы и минусы теории. 
    5. Вывод                                                                                           
  • Заключение

 

  • Список литературы.                                                                                                          

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Существует множество теорий происхождения государства. На сегодняшний день  теорий происхождения государства более десятка, все они, в той или иной мере, (а вместе взятые - достаточно полно) отражают различные факторы возникновения государства.

1) Теологическая теория - одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели (самый известный из них - Фома Аквинский, 13 век), исповедовавшие самые различные религии. Согласно этой теории государство существует вечно, создано волей Бога, поэтому каждый должен подчиняться этой воле. Теологическая теория ненаучна, её нельзя научно обосновать.

2) Договорная теория происхождения государства возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения - Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбаха, А.Радищева. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до "войны всех против всех" по Гоббсу. Затем для обеспечения мира и благополучия люди заключают договор, которым отдают часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.

3) Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 - начале 20 века (авторы - К.Каутский, Л.Гумплович, Е.Дюринг), согласно теории насилия государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие). Теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы.

4) Ирригационная теория выдвинута К.Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.

5) Экономическая теория. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

6) Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом, поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Марксистская теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

7) Современный материалистический подход (теория специализации). Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).1

 Изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будет рассмотрена патриархальная теория происхождения государства, её основоположники, появление и развитие патриархальной теории, ее плюсы и минусы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Патриархальная теория происхождения государства.

 Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытнообщинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро2.

Но, тем не менее, эта теория имела значительное влияние  в Европе, Азии и в России. Под ее влиянием появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых (а не на право и закон) должно опираться государство. Такие идеи, называемые еще традициями патернализма, оказались довольно живучими, не ушли они в прошлое и сегодня. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократичной. Вместе с тем патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. Таким образом, это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно, пусть односторонне, но все же социальную природу государства и права3.

 

 

 

Авторы и сторонники Патриархальной теории

Основоположниками теории являются: Платон, Аристотель, Конфуций, Р.Филмер, М.Н. Покровский.

   Конфуций (Кун-цзы, около 551-479 до н.э.) - древнекитайский философ. Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора (сына неба) уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. «Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье».

  Платон (427 или 347 г. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Где само государство - это «обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви»4.  

Аристотель (384-322 г. до н.э.) - древнегреческий философ. По утверждению Аристотеля, «государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства».

Филмер Сер Роберт (1588-1653 г.) - английский политик-мыслитель. В своих работах доказывал, что «первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином».

Николай Константинович Михайловский (1842-1904 г.)-последователь патриархальной теории, был известным в России социологом и публицистом. Активно пропагандировавший ее идеи вместе с идеями народничества.

Михаил Николаевич Покровский (1868-1932 г.) - видный русский историк-марксист, советский политический деятель. Он считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно из власти отцовской. Призывал устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, «а это возможно только обществе, построенном по типу семейных отношений».5

 Время появления и развитие этой теории

          

  Принято считать, что зародилась и сформировалась патриархальная теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля. По мнению К. Маркса, мыслителю древности - Аристотелю, который, хотя (с позиций «современной» науки несколько наивно) утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти, тем не менее очень реалистично смотрел на государство6. Сама теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, но свое развитие нашла в XVII веке в работе английского ученого Роберта Филмера "Патриархия, или Естественная власть короля". Роберт Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, опираясь на Библию, в сочинении "Патриархия, или Естественная власть короля" доказывал, будто власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому государство появляется вовсе не в результате общественного договора, заключаемого свободными равными людьми, который ими же при определенных условия может быть расторгнут. Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они - его дети. Происходя (через Адама) от бога, монархическая власть, согласно Филмеру, вообще не подчинена человеческим законам7.

В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства. Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842- 1904).

  Другим основателем патриархальной теории происхождения государства был китайский философ, историк и государственный деятель Конфуций, центральное место в учении которого (ставшем впоследствии китайской государственной религией конфуцианством) занимает концепция «жэнь» (человеколюбие). Она представляла собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновняя почтительность), «куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и т.д. Согласно Конфуцию, сложившееся разделение людей не может быть изменено, младший должен подчиняться старшему, нижестоящий вышестоящему. Но он же писал, что государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников8.  

 Приверженцем  этого учения о происхождении  и сущности государства был  и видный российский историк  М.Н. Покровский, также видевший природу  государственной власти во власти  отцовской. Патриархальность, как «традиция», имела плотную почву как в древней Руси, так и в царской России. Эту «почву» обильно насыщали, как сложившаяся самобытность русского народа, так и религиозные убеждения и каноны. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя - то есть личность.

Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытно-общинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро. Нередко государственного деятеля, вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократической. Вместе с тем патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. Таким образом, это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно, пусть односторонне, но все же социальную природу государства и права9.                               

Информация о работе Патриархальная теория происхождения государства