Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:57, реферат
Целью данного реферата является выявление возможных путей развития Административной реформы в части электронизации и информатизации процесса оказания государственных услуг.
Для достижения этой цели нашей задачей будет проанализировать эволюцию Административной реформы в Российской федерации и выявить на этом основании тренд развития инновационных подходов к формированию системы предоставления государственных услуг и выбрать наиболее, на наш взгляд, оптимальные из них.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
3. Административная реформа 2006-2010 годов 5
4. Административная реформа 2011-2013 годов 10
5. Выявление общих тенденций развития административной реформы и дальнейших направлений развития. Проблема интернетизации процесса оказания государственных услуг 15
6. Заключение. Выводы и предложения. Инновации и технологии будущего как логичное продолжение административных реформ. 19
7. Список использованных источников 23
- организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах.
Как мы можем видеть из перечня целей, тренд реформы сместился от общих принципов оптимизации, стандартизации и информатизации процессов управления к более частным задачам и целям. Опять же, рассмотрим те из них, что, по мнению автора, наиболее соответствуют тематике рассматриваемой нами проблеме, более подробно.
Сразу оговоримся, что процесс достижения всех перечисленных целей включает в себя, в той или иной степени, и инновационные процессы, но, т.к. нам в первую очередь интересны именно перспективы информатизации в общем, и уже потом их влияние на достижение каждой из вышеизложенных целей, на большинстве из них мы остановимся лишь вкратце.
Первые пять целей мы для удобства объединим в единый блок, т.к., как считает автор, они являются частью единого процесса по улучшению условий для предпринимательской и профессиональной деятельности.
Унификация процедур лицензирования и аккредитации, их упрощение, вплоть до перехода на уведомительный характер- с сохранением за государством функции контроля (надзора) за соблюдением требований в процессе осуществления предпринимательской деятельности- перекликаются с третьей целью. То есть с общим совершенствованием системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.
Механизмы саморегулирования
же- это довольно небезуспешная попытка
государства максимально
Проблема дальнейшего
совершенствования данного
«Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения властных полномочий органов государственной власти и административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности отдельных отраслей экономики создает обременительные условия для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых организаций (вступительные, членские и целевые)».
Если подытожить анализ целей первого выделенного нами блока, то основной проблемой, предполагаемой в нем к решению, является установление оптимального равновесия между свободой предпринимательской, профессиональной деятельности и необходимой долей государственного контроля (надзора).
Если ранее мы ограничивались общим обзором разных аспектов административной реформы, на данном блоке мы остановимся поподробнее.
Собственно, этот блок является непосредственным продолжением знакомого нам по концепции-2005 (к реформе 2006-2010 гг) тренда на общую оптимизацию самого процесса оказания государственных услуг и выполнения государственных функций. Первый блок концепции-2011 в данном случае- лишь частное проявление того же тренда, касающееся непосредственно предпринимательской и профессиональной деятельности.
Общие задачи оптимизации процесса предоставления государственных услуг в концепции-2011 сформулированы следующим образом:
«Предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в многофункциональных центрах по принципу "одного окна", и в электронной форме подлежит регламентации, включению в соответствующие реестры и оптимизации их предоставления (исполнения).
На федеральном уровне
сформирован и поддерживается в
актуальном состоянии перечень государственных
услуг (функций), предоставляемых (исполняемых)
федеральными органами исполнительной
власти и государственными внебюджетными
фондами (содержит около 850 полномочий).
Указанный перечень размещен в качестве
классификатора в федеральном реестре
государственных услуг (функций) и
корректируется в соответствии с
изменениями нормативной
При этом указанный перечень включает только государственные услуги, а также функции по осуществлению государственного и муниципального контроля и надзора, которые подразумевают непосредственное взаимодействие государственных органов с гражданами и организациями.
Субъекты Российской Федерации
и муниципальные образования
также должны провести работу по формированию
и ведению соответствующих
Кроме того, необходимо разработать проект нормативного правового акта, устанавливающего четкое разграничение понятий "государственная функция" и "государственная услуга"»3.
Таким образом, основными задачами, планируемыми к решению в ходе реформы 2011-2013 годов по данному блоку, являются, в первую очередь, вывод новой системы оказания государственных услуг на муниципальный и местный уровень, четкая регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг, составление их реестра для каждого уровня власти, определения порядка предоставления платных услуг органами власти и т.д.
В рамках этой основной задачи идут и прочие составные части данного блока.
Мониторинг качества и
доступности государственных
«Цель мониторинга состоит в определении реального количества обращений, масштабов временных и материальных издержек при получении заявителем конечного результата обращения к государственным органам и организациям (в целом по государственной услуге и по каждому обращению)».
Таким образом целям мониторинга служит упомянутая выше регламентация процесса предоставления услуг, составление реестров- ведь собственно мониторинг качества предоставления услуг проводится во многом на их основании.
И, наконец, мы приходим к третьей части нашего блока- совершенствованию сети МФЦ и применения принципа «одного окна».
«…необходимы существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации.
Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях».
Таким образом все общие принципы концепции-2011, связанные с оптимизацией и стандартизацией процесса оказания государственных и муниципальных услуг, вполне укладываются в тренд по дальнейшему совершенствованию системы Многофункциональных центров и принципа «одного окна».
Резюмируя все вышесказанное, мы вполне четко можем выделить основное направление совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг. По сути, мы имеем тренд на приведение всех уровней и направлений оказания данных услуг к одному общегосударственному стандарту. И главным средством осуществления этой задачи является как раз сеть МФЦ.
Но предел ли это? Разумеется,
система, в которой любая услуга
из огромного перечня
Но ведь куда удобнее не только узнать об услуге, не выходя из дома, но и получить её так же. Заказать переоформление паспорта на сайте МФЦ, заплатить пошлину или тарифы ЖКХ через WebMoney и многое, многое другое.
Таким образом мы приходим к концепции дальнейшей электронизации процесса оказания государственных и муниципальных услуг. К концепции развития «электронного правительства».
Из теории следует, что существует 4 этапа формирования «электронного правительства»: присутствие в интернете, интерактивное взаимодействие, проведение транзакций (сделок) в электронной форме и полная трансформация4.
На каком же этапе находится в данный момент российская административная система?
Сейчас присутствие органов государственной власти в интернете уже давно очевидное и устоявшееся явление. Многочисленные сайты различных ведомств и министерств, блоги должностных лиц дают большое количество информации об их деятельности и предоставляемых услугах. Многие сайты работают с перебоями, очень громоздки и неудобны, но постепенно эта проблема решается. Для примера можно привести тот же сайт http://zakupki.gov.ru, раньше работавший крайне медленно и с постоянными ошибками, к тому же имевший крайне неудобный интерфейс. Сейчас, переработанный и обновленный, сайт стал не только удобнее и быстрее, но и приобрел более интересный и гармоничный дизайн.
Вторая стадия, интерактивное взаимодействие, предполагает наличие системы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия посредством электронных средств, в том числе сети интернет.
Как мы с вами знаем, наличие внутренних сетей и серверов уже давно стало обыденным в среде не только частных, но и государственных структур. Распространение практики использования подобных систем в процессе взаимодействия различных структур на муниципальном и местном уровнях сейчас- одна из базовых целей, достижение которой позволит в несколько раз повысить продуктивность подобного взаимодействия.
Если перенести вопрос интерактивного
взаимодействия в поле работы Многофункциональных
центров, то нас интересует в первую
очередь вопрос взаимодействия МФЦ
с органами государственной власти-
И, наконец, третий этап: проведение транзакций (сделок) в электронной форме.
В данный момент Административная реформа как раз вплотную подошла к осуществлению третьего этапа развития концепции «Электронного правительства». Ряд услуг могут оказываться прямо в сети интернет, без обязательной необходимости личной явки. Но у данного способа есть и свои недостатки.
Пример: постановка на государственный кадастровый учет земельных участков5. Как видно из информации со страницы услуги, для получения данной услуги в сети интернет существует ряд существенных ограничений, как-то: наличие электронной цифровой подписи (приобретение которой требует дополнительного времени и денег), установленный сертификат и компонент CAPICOM (опять же время), а также производство всех действий исключительно в браузере Microsoft Internet Explorer (крайне медлительном и неудобном- опять же дополнительные затраты времени).
Таким образом, можно наглядно убедиться в том, что пока третий этап реализации концепции «электронного правительства» в Российской Федерации находится в достаточно зачаточном состоянии и требует значительной доработки.
Первым шагом на пути улучшения качества оказываемых в электронном виде услуг, на взгляд автора, должно быть усовершенствование обеспечивающей работу сайтов государственных услуг инфраструктуры: серверов, компьютеров, программного обеспечения- в частности расширения списка браузеров, через которые возможно получение данных услуг.
Вторым, но, пожалуй, наиболее важным и базисным шагом на пути упрощения процедуры получения гос. услуг через интернет, должно являться объединение оказывающих подобные услуги сайтов в единую, стандартизированную систему. Т.к. не всякий пользователь может сразу определить, на какой из сайтов ему зайти: общефедеральный или достаточно муниципального.