Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, их отличительные признаки, анализ различных видов нормативно – правовых актов, классификацию, рассмотреть органы исполнительной власти по их ведению и структуре.
Основными задачами являются:
1. Рассмотрение понятия нормативно – правового акта, его признаков и видов, а так же органов исполнительной власти, их сущности.
2. Изучение порядка подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу ведомственных нормативных актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и признаки нормативно – правовых актов органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
Глава 2. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация………...16
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

контроша тгп.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие и признаки нормативно – правовых актов органов исполнительной власти…………………………………………………………...6

Глава 2. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация………...16

Заключение………………………………………………………………..21

Список использованных источников……………………………………23

 

 

Введение

 

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы, включающей в себя различные виды актов, в том числе и издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Последним принадлежит особое место в правовом массиве, что обусловлено как положением органов исполнительной власти в механизме государства, так и характером выполняемых ими функций и задач. Такого рода акты согласно сложившимся традициям условно называются «ведомственными». Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Так же актуальность данной темы состоит в том, что подзаконные акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (далее сокращенно – РФ), представляют собой самый объемный и разнообразный вид нормативных правовых актов, и что приведение совокупности этих актов в иерархически организованную систему представляет важную проблему современного государственного строительства в целом и правотворчества – в частности. В настоящее время правовая система нашей страны находится в состоянии реформирования. Сложились, оформились и были научно обоснованы ключевые принципы правового регулирования в основных отраслях права, сформировались несколько новых, не существовавших в советском праве отраслей, создан нормативно – правовой массив.

Объектом исследования моей работы является нормативный правовой акт органов исполнительной власти в целом. Предметом исследования является отличие нормативных правовых актов от правовых актов, хоть внешне и похожих на нормативно – правовые, однако не являющихся таковыми, а так же исследование правил подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации.

Целью данной контрольной работы является стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, их отличительные признаки, анализ различных видов нормативно – правовых актов, классификацию, рассмотреть органы исполнительной власти по их ведению и структуре.

Основными задачами являются:

1. Рассмотрение понятия  нормативно – правового акта, его признаков и видов, а так  же органов исполнительной власти, их сущности.

2. Изучение порядка подготовки, государственной регистрации, опубликования  и вступления в силу ведомственных  нормативных актов.

В работе используются методы изучения и анализа научной литературы, логический метод. Теоретическую основу работы составили труды ученых - представителей теории государства и права Борисова Г. А., Сырых В. М., Хропанюк В. Н., Мелехина А. В. Правовую базу исследования составили Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ.

 

 

Глава 1. Понятие и признаки нормативно – правовых актов органов исполнительной власти

 

«Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений».1 Нормативно-правовые акты закрепляют собой нормы, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений на определенном историческом этапе. Переход к всеобщему нормативному регулированию ocyществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширилось, подчиняя себе другие области общественной жизни, становясь, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Понимание нормативно – правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа – закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Однако не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно – правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права. Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.2

Во - первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Как полагает Ю. А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т. е. силой закона, указа, постановления.

Во - вторых, в систему нормативно правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно – правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Например, постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и принять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов.

В - третьих, в систему нормативно правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно – правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа. Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами: принятием нормативно – правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа и принятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия являются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными законами порядке.3

Из вышесказанного следует, что нормативно – правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену или изменение устаревших актов. Другими словами нормативно - правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

В России нормативные акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция РФ, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция РФ представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди нормативных актов РФ особое место занимают указы Президента РФ. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, или по другому правовые акты управления, являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. Есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия — «акты государственного управления», «административные акты», «акты государственной администрации».

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления  принимается уполномоченным субъектом  государственного управления в  пределах его компетенции. Он  может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой акт управления  всегда является управленческим  решением, поскольку именно такое  управленческое решение и составляет  содержание правового акта. Он  разрабатывается и принимается  с соблюдением правил управленческого  процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.

3. Правовой акт управления  представляет собой юридическое  властное волеизъявление органа  государственного управления или  его должностного лица. Правовой  акт управления всегда имеет  государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено  государственными интересами и  направлено на регулирование  конкретных управленческих отношений, установление общеобязательных  правил поведения, которые обеспечиваются  государством, а также решение конкретной управленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органов государственного управления не только принимает акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового принуждения.

4. Правовой акт управления  устанавливает обязательные правила  поведения в сфере государственного  управления. Другими словами, такой  акт является императивным по  характеру правовых предписаний. А это означает, что другая  сторона — объект управления  — должна придерживаться установленных  предписаний и обеспечивать их  реализацию.

5. Правовой акт управления  является разновидностью правовых  документов, которые используются  в деятельности органов государственного  управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и  т. д.). Однако в отличие от них  правовые акты управления характеризуются  односторонне властными предписаниями, которые не характерны для  других правовых документов.

6. Правовой акт управления  всегда является подзаконным  актом, поскольку он принимается  органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов  и во исполнение законов.

7. Правовой акт управления  имеет специальную форму и  порядок его принятия. В подавляющем  большинстве случаев правовой  акт управления принимается в  письменной форме.

Информация о работе Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация