Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее общих особенностей и характеристик как системы. В этой связи необходимо отметить, что систему можно определять как “совокупность элементов, находящихся во взаимодействии”. Любая система обладает рядом свойств. Она состоит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме, отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение своих внутренних элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы  собственности необходимо для нормального  функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы  в целом является сосуществование  на равных правах самых различных  форм собственности. Государство в  этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население  и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях  отмены всякой другой власти, а также  на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия  относятся законодательство, аппарат  чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и  массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему - органов  милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах  всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство  выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность  управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  соответствующими полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и  убеждения, осуществлением постоянного  контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых  случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в  некоторых странах общественные организации могут иметь в  своем распоряжении неприсущие им юридические  рычаги воздействия. Однако они, в отличие  юридических средств воздействия, находящихся в руках различных  государственных органов, носят  ограниченный характер. Возникают они  у общественных организаций не в  силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания  юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков  государства. Его содержание заключается  в верховенстве этой власти по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими  негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении  страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и  общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства  в политической системе общества.

4.Любой  тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

Одни считают, что в  партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для  защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.

в политической жизни по следующим  признакам:

• партия характеризуется  долговременностью действия своей  организации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически не играющие значительной роли в жизни общества);

• наличие устойчивых местных  организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;

• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

• поиск поддержки у  народа в ходе выборов или другими  способами.

Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что  многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.

С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".

Институционализация партий предусматривает:

а) санкционирование места  партий в публичной жизни;

б) условия деятельности партий в политической системе;

в) участие партий в избирательной  системе;

г) способы представительства  партий в органах государственной власти;

д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.

Сложность, неоднозначность  феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.

Показательным примером здесь  может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.

Общественное объединение  — это объединение граждан, созданное  в соответствии с их интересами и  на началах добровольного членства. Общественная организация действует  по воле граждан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на территориальную целостность  государства, не создавать вооруженных  формирований. Деятельность таких объединений  обеспечивает различные гарантии, которые  закрепляются в особом законе1. Это  позволяет реально использовать предоставленные им права.

Выделяют следующие признаки общественного объединения:

• добровольное объединение;

• некоммерческое;

• негосударственная структура;

• действует на основании  устава.

Общественные объединения  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм:

• общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, построенное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

• общественное движение (состоящее  из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения);

• общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов, который  представляет собой не имеющее членства общественное объединение; его цель заключается в формировании имущества  на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений  и использовании данного имущества  на общественно полезные цели);

• общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью  оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих  уставным целям указанного объединения);

• орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан  по месту жительства, работы или  учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга  лиц, чьи интересы связаны с достижением  уставных целей и реализацией  программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).

Общественные объединения  независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей долж-ны быть закреплены участие  в политической жизни общества посредством  влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах  в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством  выдвижения кандидатов и организации  их предвыборной агитации, участие  в организации и деятельности указанных органов.

Политические движения —  важнейший компонент политической системы. Их образование следует  отнести ко времени, когда из родоплеменных  отношений, в процессе роста общественного  производства, общественного разделения труда, имущественной дифференциации стали проявляться контуры общества. Постепенно у человека возникают  потребности более высокого порядка -— общественные по-требшэе-ти, которые  он начинает осознавать в виде общественных интересов. Среди других важнейшее  место в этом спектре занимали потребности по поводу власти, ее становление, использование для Достижения определенных целей. Так начали формироваться  политические интересы, которые, наряду с имущественным расслоением, относятся  к главным факторам формирования общества, зарождения его социальной структуры, классового размежевания. Политические интересы не только не разобщали людей, они служили мощным фактором сплочения  людей с общими интересами. Так  возникли политические движения, способствующие значительному ускорению общественного  процесса.

Уже в глубокой древности  были известны движения рабов. В период Средневековья движения крепостных крестьян служили предвестниками нарождающегося класса буржуазии. На рубеже Нового времени  многие политические движения способствовали утверждению государства буржуазного  типа. В 1830—1840-е гг. в политическое движение вступил рабочий класс. Это движение отличалось большей  организованностью, более многообразной  разработкой программных целей  и тактики.

Информация о работе Политический режим