Политический режим как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
- типология политических режимов
- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
Типология политических режимов………………………………………….15
Демократические режимы……………………………………………16
Недемократические режимы………………………………………...20
3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20
3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23
Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........28
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 50.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Недемократические режимы
      1. Тоталитаризм

     Понятие    тоталитаризма   происходит от  латинских слов  “ totalitas”- цельность, полнота и “totalis ” - весь, полный, целый. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

     Тоталитарными  являются режимы, при которых:

  1. Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
  2. Партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
  3. Доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию.
  4. Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
  5. При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

     В зависимости  от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют  на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

     Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие  разновидности тоталитаризма, выражает  основные черты этого строя,  поскольку  предполагает  абсолютную  власть  государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

     Фашизм - правоэкстремистское  политическое движение, возникшее  в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы  после первой мировой войны  и победы революции в России. Впервые он был установлен  в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм  тяготел к возрождению величия  Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление  или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности  на культурной или этнической  почве. К концу 30-х годов фашистские  режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и  ряде стран Восточной и Центральной  Европы. При всех своих национальных  особенностях фашизм везде был  одинаков: он выражал интересы  наиболее реакционных кругов  капиталистического общества, оказывавших  фашистским движениям финансовую  и политическую поддержку, стремящихся  использовать их для подавления  революционных выступлений трудящихся  масс, сохранения существующего  строя и осуществления своих  имперских амбиций на международной  арене.

     Третья разновидность  тоталитаризма - национал- социализм. Как  реальный политический и общественный  строй он возник в Германии  в 1933 г. Цель: мировое господство  арийской расы и социальное  предпочтение - германская нация. Если  в коммунистических системах  агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов.

     И все же  тоталитаризм - исторически обреченный  строй. Это общество - самоед, не способное  к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и  существующее главным образом  за счет богатых природных  ресурсов, эксплуатации, ограничения  потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не  приспособленное к современному  качественному обновлению, учету  новых требований непрерывно  изменяющегося мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2 Авторитаризм

     Одним из  наиболее распространенных в  истории типов политической системы  является авторитаризм. По своим  характерным чертам он занимает  как бы промежуточное положение  между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит  обычно автократический, не ограниченный  законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых  государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского  общества.

     Авторитарной  политической системе присущи  следующие черты:

  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
  2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;
  3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению;
  4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
  5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
  6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

     Исходя из  вышеизложенного, авторитаризм- политический  режим, при котором неограниченная  власть сконцентрирована в руках  одного человека или группы  лиц, не допускающих политическую  оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

     Слабыми сторонами  авторитаризма являются полная  зависимость политики от позиции  главы государства или группы  высших руководителей, отсутствие  у граждан возможностей предотвращения  политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

     Между тем, к достоинствам авторитаризма  следует отнести высокую способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

     В современных  условиях пост социалистических  стран  “чистый” авторитаризм, не  опирающийся на активную массовую  поддержку и некоторые демократические  институты, едва ли может быть  инструментом прогрессивного реформирования  общества и способен превратиться  в криминальный диктаторский  режим личной власти.

 

 

  1. Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима

     Правовая  культура - часть общей культуры  данного общества. Она тесно связана  с правосознанием, опирается на  него, но представляет собой относительно  самостоятельною категорию, так  как включает в себя не только  социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически  значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде  правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику  функционирования правовых институтов  в целом.

     Правовая  культура диктует каждой личности  принципы правового поведения, а  обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие  единство и взаимодействие правовых  институтов и учреждений. Правовая  культура - показатель уровня и  особенностей правового развития  общества, зеркало его правосознания.

     Правосознание - это представления и понятия, выражающие отношение людей к  действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки  зрения прав и обязанностей, законности  и противозаконности; это правовые  теории, правовая идеология. Правосознание  является идейным выражением  объективных общественных отношений, прежде всего экономических и  социальных. Право воздействует  на формирование правосознания, а последнее реализуется в  праве и правосудии. Основы правосознания  составляют чувство собственного  достоинства, совесть и внутренняя  дисциплина воли, взаимное уважение  и доверие граждан друг к  другу, к власти, а власти - к гражданам.

     Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания оно относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

     Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей.

     С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.

     Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность правового регулирования.

     Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.

     Правосознание следует поделить на два типа: демократический и антидемократический. Демократический опирается на достаточно развитое правосознание, признающее верховенство закона и равенство всех перед ним; использование преимущественно методов убеждения. Антидемократический отличительными чертами является не развитость юридического мышления; карательная направленность законодательства, преобладание в нем запретов, а не дозволений; ущемление естественных прав граждан, идеологизация общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Если проанализировать политический режим современной России, можно рассмотреть несовпадение интересов государства и общества. По моему мнению, в стране не демократический, а скорее авторитарно-демократический режим, это обуславливается тем, что правящая элита взяла под контроль исполнительную, законодательную, а в некоторых случаях и судебную власть, тем самым проводя политику сосредоточения всех ресурсов власти у одной партии. Это дает возможность разрабатывать и принимать законы, не учитывая интересы общества. В условиях экономического кризиса и результатов недавних выборов, социальная обстановка накаливается, что может привести к массовым недовольствам и не доверие масс существующему режиму.

 

Информация о работе Политический режим как элемент формы государства