Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:02, курсовая работа
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «политический режим»………………………………………….…..4
2. Соотношение политической системы и политического
режима в современной России………………………………………………..7
3. Тенденции в развитии политического режима современной России……..12
3.1. Недемократические тенденции…………………………………………13
3.2. Демократические тенденции……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………...….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «политический режим»………………………………………….…..4
2. Соотношение политической системы и политического
режима в современной России………………………………………………..7
3. Тенденции в развитии политического режима современной России……..12
3.1. Недемократические тенденции………
3.2. Демократические тенденции……………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства.
В
результате сложилась ситуация, когда
в государственных структурах выражаются
не интересы партий, а социально-экономических
групп, имеющих непосредственный доступ
к политической власти. В российском
обществе происходила борьба между
требованиями суверенитетов субъектами
федерации, отсутствовало разделение
между экономическими и политическими
иерархиями. Политика осуществлялась
через структурированные, хотя и неформальные
взаимоотношения. В итоге складывается
ситуация, когда формальные процедуры
демократии скрывают опасный для общества
торг между реальными политическими и
экономическими факторами. Напряжение
между государством и политическим режимом
является также напряжением между формальными
и неформальными политическими отношениями,
между законом и политикой, между институционализированной
и персонифицированной политической властью.
1. Понятие «политический режим»
Важнейшим элементом формы государства является политический режим. Политический режим - это система методов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства 1.
По мнению одних авторов, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные. Другие рассматривают "политический режим" как более широкое понятие, нежели "государственный режим", поскольку оно включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Он фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.
Политический
режим обеспечивает стабильность и
определенную упорядоченность политической
власти; управляемость субъектов политики,
приемлемую для власти динамику и направленность
политических отношений; достижение целей
государственной власти, реализацию интересов
властвующей элиты.
________________________
1 Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ, 2005. – С. 71-85.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки: степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации и прозрачности государственного аппарата; степень гласности в обществе место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; тип политического поведения; характер политического лидерства; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
В
зависимости от особенностей набора
методов и средств
Если
обобщить основные черты политического
режима демократических стран (Германия,
Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания),
то
________________________
1 Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ, 2005. – С. 71-85.
их можно выразить следующим образом: разделение властей, политический и идеологический плюрализм, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу, независимость суда, решение вопросов большинством голосов и т.д.1
К
антидемократическим режимам
Тоталитарный
режим характеризуется
Следует добавить, что понятие политического режима означает комплекс элементов, связанных не только с формированием политической власти, но и с её осуществлением. Говоря о политическом режиме, мы имеем в виду, определённую систему структур, методов и средств функционирования государственной власти в данном обществе и характером его взаимоотношения с государством.
Анализируя
политический режим не нужно забывать
о гражданском обществе, так как политические
силы берут своё начало именно в нём. Степень
его развитости – это источник формирования
того или иного режима. Вместе с тем необходим
и обратный ход мысли, ибо становление
и развитие гражданского общества в стране
неразрывно связано с активным воздействием
на гражданскую жизнь политической власти
3.
________________________
1 Ведяхин, В. М. Форма российского государства: теория и практика / В. М. Ведяхин // Право и политика. - 2006. - N 3.
2 Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ, 2005. – С. 71-85.
3 Зеркин, Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – С. 161. – 544 с.
Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично 1.
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Такая система характеризуется терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
В
российской политической системе уживаются
как демократические, так и недемократические
методы осуществления власти, что позволяет
говорить о двойственности современного
политического режима. Российский политолог
Ю. Красин заостряет внимание на том, что
политическая система России представляет
собой «странный антиномичный симбиоз
демократии и авторитаризма, ограничивающий
возможности демократического развития
и затрудняющий политическое самоопределение
страны»2.
______________________
1 Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – С. 71-85.
2 Красин, Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей / Ю. А. Красин // Полис.- 2004. - № 6. - С.125.
Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». Проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма 1.
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Для гибридного режима присуще переплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности 2.
Не случайно отдельные авторы подчеркивают, что для российской политической действительности сегодня характерно глубинное неприятие властью демократических институтов наряду с демагогией и лозунгами о демократии (примеры тому - сужение права на референдум, парламент превратился в дорогостоящий законоутверждающий орган при Президенте РФ) 3. Действительно, и Президент, и другие официальные представители власти, как правило, говорят правильные слова о демократии, о путях демократического развития нашего общества. В сентябре 2005 г., В. Путин сказал, что нет у нас управляемой демократии - она либо есть, либо – нет. Секретарь политсовета СПС Н. Стариков считает, что нынешний режим основан на слегка прикрытом насилии и лишен тех фундаментальных институтов, что обеспечивают стабильность в развитом обществе - существования различных партий в равных условиях, свободных средств массовой информации, гражданского контроля над армией и спецслужбами, профессиональных ассоциаций, отстаивающих социальные интересы как
________________________
1 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.8.
2 Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1. С.47.
3 Лучин, В. О. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики / В.О. Лучин, Н.А. Боброва // Право и политика. - 2003. - N 10. - С. 29.
работников наемного труда, так и предпринимателей и др. К сожалению, даже известные либерализмом политики, публицисты оправдывают нынешний авторитарный режим. Так, Л. Радзиховский искренне считает, что большинство населения России поддержит авторитарный режим и этот режим ограничивает сама власть, а не движения партий, общественных движений снизу. Руководители же партии "Единая Россия", на которую опирается Президент, полностью одобряют курс Президента и считают этот курс подлинно демократическим. Более того, директор ИНИОН РАН Пивоваров считает вполне разумным объединение всех чиновников и бизнесменов в партию "Единая Россия", в рамках которой будут ограничиваться всякие коррупционные игры, протекать конфликты, но они не будут разрушать общество (это так называемая "властная плазма") 1.
Мы видим персонификацию и нерасчлененность власти, а также то, что персонифицированная власть формируется и легитимируется демократическим способом, так как все остальные способы ее легитимации оказались исторически исчерпаны. Такая власть, разрываемая изнутри несовместимыми началами нестабильна и в целях выживания должна постоянно перетекать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. Вместе с тем неразвитость демократических институтов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в обществе тяги к «сильной руке» и к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок 2.