Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:51, контрольная работа
Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов полномочий Президента РФ и порядка их прекращения.
Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
- во-вторых, обратить внимание на процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты.
Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Полномочия Президента РФ....……………………………………………………………….3
1.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов..…...4
1.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве………….7
1.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....…..9
1.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..…..10
1.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности ……..14
2. Прекращение полномочий Президента РФ.………………………………………………..20
2.2. Отставка…………………………………………………………………………….20
2.3. Состояние здоровья………………………………………………………………..21
2.4. Отрешение от должности………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников и литературы………………………………………….25
В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.
В интересах обороны страны, безопасности государства, защиты конституционного строя, обеспечения в экстремальной ситуации гарантированной защиты прав и свобод человека и гражданина, неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и граждан обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.
Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.
Статья 4 Закона "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. определила, что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
Новелла состоит в том, что право на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации принадлежит только Президенту Российской Федерации. Прежде это право принадлежало и другим государственным органам, что создавало опасность дублирования полномочий по введению чрезвычайного положения.
Кроме того, предусмотрено правило, что указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации.
Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа о введении военного положения, хотя правовая природа этих указов различна.
Для издания указа о введении военного положения никаких предварительных обращений в связи с необходимостью вводить военное положение не нужно. В гипотезе нормы названы юридические факты (в данном случае это события), служащие основанием для принятия Президентом указа о введении военного положения.
Между тем в соответствии со ст. 7 Закона "О чрезвычайном положении" до введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" ст. 4 данного Закона, необходимо обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
1.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности.
В статье 89 названы полномочия Президента в отношении личности - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства. Указанные в статье полномочия традиционно относятся к компетенции главы государства.
Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства в Российской Федерации решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. В настоящее время действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 17 июня 1993 г. и Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. Статья 33 Закона определяет конкретные полномочия Президента по делам о гражданстве. Установлено, что Президент принимает решения по вопросам: приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации; разрешения гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приеме в российское гражданство; предоставления почетного гражданства. В осуществление указанных полномочий Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве. Президент утвердил Положение об этой комиссии. Рабочим аппаратом комиссии является Управление по вопросам гражданства Администрации Президента. Положение об этом Управлении утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. Порядок рассмотрения вопросов гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.
В компетенцию Президента России входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление политического убежища является суверенным правом государства - субъекта международного права. Принимать решение о предоставлении политического убежища - прерогатива Президента России. Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с российской Конституцией и Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г.
Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации, обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства. При наличии достаточных оснований для предоставления убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России и затем направляет все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает ходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения.
Предоставление политического убежища производится указом Президента.
Положение о порядке предоставления политического убежища предусматривает ряд случаев, при которых лицо, получившее политическое убежище, его утрачивает. Одним из таких случаев является приобретение этим лицом гражданства Российской Федерации.
Президент вправе лишить политического убежища лицо, получившее его. Это может быть сделано по соображениям национальной безопасности, а также в случаях, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Пунктом "б" ст. 89 установлено полномочие Президента награждать государственными наградами Российской Федерации. Следует отметить, что в целом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены п. "с" ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации. Федерального закона о государственных наградах Российской Федерации нет. Эти вопросы регламентированы сейчас в основном Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. Согласно этому Положению, Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации.
Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги.
Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.
Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению.
Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ. При отмене приговора по реабилитирующим основаниям, в соответствии с которым награжденный лишен государственных наград, изданный об этом указ признается утратившим силу, а награжденный считается восстановленным в правах на государственные награды.
Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой политики в области государственных наград Президент образует Службу государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию по государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.
Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания, например классный чин действительного государственного советника юстиции, классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.
Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", на Президента Российской Федерации возложено присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации.
Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно осуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуально определенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
В статье 90 определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе, не нарушая требования ч. 3 ст. 90 Конституции, издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений. Нормы, содержащиеся в законе, не могут быть ограничены положениями указа или распоряжения Президента. Например, после утверждения Указом Президента от 1 октября 1993 г. Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. Федеральным Собранием в 1995 г. был принят Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который в значительной мере вышел за рамки названного Положения.
При несоответствии нормативных актов Президента Конституции или федеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Акты Президента, признанные неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.
Порядок введения в действие актов Президента утвержден Указом Президента от 26 марта 1992 г. Нормативные акты Президента вступают в действие на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации