Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:18, курсовая работа
контрольная работа
Введение
Основная часть:
Глава 1. Глава государства и его полномочия:
1.1. Институт главы государства
1.2. Полномочия главы государства
Глава 2. Порядок осуществления полномочий главы государства:
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
Заключение
Список используемой литературы
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран -- право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии.
Однако на практике, а в Японии
и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие
решения принимаются
Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства в республиках со смешанной формой правления. Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления.
В странах, в которых глава государства
правом созыва и роспуска парламента
не обладает (например, в США), это
формально мотивируется независимостью
законодательной и
Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренного парламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не используется. Отлагательное вето представляет собой право главы государства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта для повторного обсуждения в парламенте.
Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса.
В Норвегии отлагательное вето, принадлежащее
формально королю, может быть преодолено
при помощи столь сложной процедуры,
что превращает его почти в
разновидность абсолютного. Помимо
полномочий, позволяющих воздействовать
на законодательный процесс в
парламенте, глава государства во
многих странах пользуется правом издания
собственных нормативных актов.
В парламентарных монархиях и
республиках соответствующие
В странах, где глава государства
наделен правительственной
В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 94..
Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.
2.4. Внешнеполитические полномочия
Объем внешнеполитических полномочий
главы государства определяется
действующим законодательством, а
уровень и степень их реального
осуществления зависят от сложившейся
политической практики, обычаев и
традиций политической жизни. Постановления,
характеризующие статус главы государства
в области внешних сношений и
конкретизирующие его полномочия, встречаются
преимущественно в
Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления. Так, согласно французской Конституции, "президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их" (ст. 52). Весьма лапидарна Конституция США, которая наделяет президента правом "по совету и с согласия сената" заключать международные договоры и назначать дипломатических и консульских представителей (разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского президента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине "внешнего суверенитета". Последняя исходит из утверждения, что "внешний" суверенитет в отличие от "внутреннего" не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образования федерации. Поскольку же президент -- единоличный носитель федеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства.
При установлении реальных внешнеполитических
полномочий главы государства нельзя
исходить только из конституционного
текста. В Основном законе ФРГ они
определяются, например, значительно
шире, нежели в американской Конституции,
хотя действительность прямо противоположна.
Решающее значение имеет практика функционирования
конституционного механизма. В странах
с парламентарными формами
Таким образом, национальная практика
в области осуществления
Действующее законодательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховное представительство страны в международных отношениях. Любое выступление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С
этим же связано и право
Во-вторых, глава государства назначает
руководителя ведомства иностранных
дел и дипломатических
В-третьих, в ряде стран глава государства дает, указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведении переговоров и подписании актов, не требующих ратификации.
В США, где весьма распространена практика
подписания так называемых исполнительных
соглашений, не требующих ратификации
Сенатом, президент должен представлять
их в определенные сроки Сенату для
ознакомления. Глава государства
скрепляет своей подписью ратификационные
грамоты, однако наиболее важные международные
договоры ратифицируются на основе решения
парламента (либо одной из палат). В
США решение о ратификации
принимает только верхняя палата
Конгресса квалифицированным
В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства. В США право объявлять войну отнесено к компетенции Конгресса. Однако президент, используя свои
полномочия главнокомандующего вооруженными - силами, может отдать приказ об их применении за рубежом без санкции парламента Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 420..
Согласно совместной резолюции палат, принятой в 1973 году, вооруженные действия, начатые по приказу президента, должны быть прекращены в течение 60 дней с момента представления доклада президентом спикеру Палаты представителей и председателю pro tempore Сената. В исключительных случаях -- 90 дней, если конгресс не объявит войну или не примет специальный закон. На практике именно эти полномочия президента используются все чаще при применении вооруженных сил США за пределами страны.
2.5. Полномочия в судебной области
Государственно-правовая доктрина и
конституционное
Важнейшими полномочиями в этой области являются:
* назначение на судебные или высшие судебные должности;
* председательствование в
* осуществление права
Так, в США президент "по совету
и с согласия Сената" назначает
членов Верховного суда, который представляет
собой не только высшую судебную инстанцию
общей юрисдикции, но и орган конституционного
надзора. О значимости этих назначений
можно судить по двум весьма примечательным
примерам. В 30-е годы Президент США
Ф. Рузвельт столкнулся с оппозицией
консервативного большинства
Учитывая, что члены Верховного
суда пребывают в должности
Назначение, перемещение и карьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различных консультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. Во Франции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом Республики Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 140..
Право помилования, которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно и включает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования. О том, как оно используется, свидетельствует решение Президента Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента.
Информация о работе Полномочия главы государства и порядок иих осуществления