Понятие государства. Эволюция. Признаки государства и их описание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является исследование аспектов, связанных с государством и его признаками.
Для достижение указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и обобщить научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
- исследовать понятие государства;
- выявить особенности, характеризующие государство, т.е. его признаки.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………....2
Ι. Понятие государства ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие государства в отечественной политико-правовой мысли начала ХХ в.в………………………………………………………………………….………….5
1.2 Эволюция представлений на государство в юридической наук…………….12
ΙΙ. Признаки государства………………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика признаков государства………………………….….17
2.2 Определение признаков государства…………………………………….…..24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тгп признаки государства.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Под правовым государством В.М. Гессен понимал такое государство, которое "в своей деятельности, в осуществлении правительственных  и судебных функций связано и  ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"19. По мнению ученого, государство должно было осуществлять две функции одновременно: законодательствовать и управлять. К ключевым признакам конституционного (правового) государства правовед относил народный суверенитет, представительное правление, обособление властей, верховенство закона, закрепление прав человека и их гарантий.

Итак, эффективная  модель построения правового государства  нашла отражение в исследовательских  трудах государствоведов начала XX столетия. В этот период в науке сложилось  два основных подхода к проблеме соотношения правового и конституционного государства. Сторонники первого направления разделяли правовое и конституционное государства, относя первое из них к недостижимому идеалу (С.А. Котляревский). Представители другого подхода отождествляли данные понятия (В.М. Гессен). Основополагающими признаками конституционного государства выступали народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, права и свободы человека и гражданина. Важнейшими компонентами правового государства считались справедливость, господство права, законность.

 

1.2 Эволюция представлений  на государство в юридической  науке.

Государство - это  исторически возникающее и развивающееся  явление, продукт общественного  прогресса. С поступательным развитием  общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.

Изменяются  и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

Научная мысль  до сего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение  государства. Дать такое определение, которое отражало бы все без исключения признаки и свойства государства, характерные для всех исторических периодов его развития, сложно, так как разнообразные условия существования государства на разных этапах развития обусловливают множество его особенностей и специфических черт. Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития.

По утверждению А.В. Худякова определение понятия "государство" в современной справочной литературе разнится в зависимости от того, в какой исторический период оно было дано и какой смысл в связи с этим в него вкладывался20.

Определения государства  многих ученых-правоведов второй половины XIX - начала ХХ в. настолько типичны, что по сути их трудно различить. Причина в том, что все исследователи в качестве специфических видовых отличий государства как социальной общности включают народ, публичную власть и территорию. Даже если в дефиниции отдельных авторов территория иногда не включается, она явно предполагается. Так, Е. Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории»21. Известные российские правоведы Г. Шершеневич, Ф. Кокошкин и В. Хвостов также определяли государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Немецкий исследователь  Г. Еллинек полагал, что государство  представляет собой общественное образование  и особое правовое явление. «Так как  право - существенный элемент государства,- писал ученый,- то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, . должно занимать определенное место в самом праве,- должно существовать правовое понятие о государстве»22. Таким образом, учение о государстве Г. Еллинека охватывает его социальные и правовые аспекты. Подобная точка зрения и у И. Ильина: государство - «.есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»23.

Н. Коркунов считал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»24. Л. Тихомиров определял государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью25. Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка»26.

Как видно, большинство ученых рассматривало государство прежде всего с точки зрения социологии. Но наряду с социологическими предпринимались  попытки дать юридическое определение  государства.

XX век изменений в содержательную  часть определений государства по существу не внес. И юристы, и социологи, и экономисты, и историки, и представители других общественных наук определяют государство как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть.

Анализ большинства дефиниций позволяет сделать вывод о том, что в теоретических исследованиях на самом деле речь идет не столько о кардинальных различиях в содержании определений государства, сколько о несовпадении их формулировок.

В представления о государстве  классовые трактовки привнес марксизм. Полагая неизбежным появление классов как результат распада кровнородственных связей, общественного разделения труда, формирования семьи и появления частной собственности, Ф. Энгельс считал неизбежной и борьбу между ними, в ходе которой антагонизм достигает такого уровня, когда необходимо государственное вмешательство.

Понятие государства как  носителя функции «общих дел» присутствует и в марксизме, однако постепенно отходит на второй план. Как следствие, государство представляется политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти - диктатуре господствующего класса. Отсюда и признание главным в государственном механизме административного аппарата, чиновников, что привело к трактовке государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Эти стороны марксизма особенно рельефно обнаружились в ленинизме. «Государство,- пишет В. И. Ленин,- есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»27.

Классовость как важнейший  признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Взгляды на государство, его понятие и сущность излагались исключительно в классовом ключе, отвергались любые воззрения, не совпадающие с такой трактовкой.

Было бы неправомерно отрицать выявленные марксизмом свойства государства. Однако если территория, суверенная публичная власть, налоги - обязательные признаки всякого государства, то марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства общественная практика подвергла серьезным испытаниям, признав его истинность лишь на определенных, ограниченных во времени исторических этапах.

Приверженность лишь одной  из возможных черт государства, которую  отстаивала марксистско-ленинская  наука, не позволила ей в последующем  увидеть изменения, происходящие в  социально-экономической и политической жизни. Любое государство (в том числе являющееся орудием господства какого-то класса или социальной группы) представляет все общество, выступает средством его объединения, способом интеграции. Следовательно, осуществляет и общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе, что проявляется в налогах на прибыль предпринимателей, государственном регулировании условий и оплаты труда, широком развитии социальных программ. Все это приводит к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается политическая стабильность общества. Одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Таким образом, для глубокого  познания государства все его определения, если они отражают хоть какую-то часть действительности, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание (хотя в самом определении возможны вариации). Автор соглашается с определением государства, сформулированным в учебнике под редакций А.Ф. Вишневского: «Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции»28.

Для того чтобы глубже понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления  есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда понятно, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Иными словами, раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает.

 

ΙΙ. Признаки государства.

2.1 Общая характеристика  признаков государства.

Для того чтобы определить, завершился ли переход того или другого народа к государственно-организованному обществу, исследователями введено научное понятие «признаки государства», которые отличают его от общественной власти первобытнообщинного строя.

Первым и  самым важным признаком государства явилось появление таких властных структур, интересы которых не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть не сливается с обществом, а стоит над ним. Она отделена от общества и выражает прежде всего интересы экономически господствующего меньшинства. Такую власть называют особой публичной властью. Особой она называется именно потому, что не совпадает с обществом, хотя и выступает от его имени, от имени народа. Осуществление публичной власти требует определенной организации - формирования особого аппарата управления (учета, исполнения, контроля, надзора и т. д.), а также особого аппарата принуждения и защиты классовых интересов (судов, полиции, тюрем, армии и т. п.). Иными словами, принципиальная особенность такой публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управителей (чиновников), из которых комплектуются органы управления и принуждения.

В догосударственный  период управление делами общества не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органам власти общинно-родового строя не выделялись особые материальные средства для их деятельности, они не обладали и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе и назначение наказания, выполнялись самими членами рода. Следовательно, рассматривая проблему власти в догосударственном обществе, необходимо акцентировать внимание не столько на управлении им, сколько на его самоуправлении.

Государственная власть представляет собой разновидность  социальной власти. Как отмечает О.В. Романцова, это социально-психологическое, волевое явление, которое находит свое материальное воплощение в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, которые в своей совокупности образуют механизм государственной власти29. Она является фундаментальной категорией государствоведения и самым труднопостижимым феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "государственная власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Как указывал Дж. Локк в своем труде "О целях  политического общества и правления"30, в естественном состоянии человек обладает двумя видами власти. Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для охранения себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, отличное от всех других творений. Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, - это власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона. От обоих этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отдельное от остального человечества. От первой власти человек отказывается ради того, чтобы это регулировалось законами, созданными обществом, в той мере, в какой этого потребует сохранение его самого и остальной части этого общества. От второй власти он отказывается полностью и употребляет свою естественную силу для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон. Но хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки общества, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала государственная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, власть общества никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага. И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью судей беспристрастных и справедливых, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов. И все это должно осуществляться не для какой-либо иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

Информация о работе Понятие государства. Эволюция. Признаки государства и их описание