Понятие закона. Его признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления  их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную  структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную  системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга; законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Подводя итог по данной главе, сделаем  выводы.

Закон - это нормативно-правовой акт, который  принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в  соответствии с компетенцией законодательным  органом власти. Законы могут приниматься  и на референдумах - в ходе специальной  процедуры непосредственного, прямого  волеизъявления населения по тому или  иному, как правило, крупному вопросу  общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки  закона: во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими  органами государственной власти (Федеральным  собранием - в России) представляющими  в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно  самим народом, с помощью референдума; во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права; в-третьих, закон как источник права, исходящий  от высшего органа государственной  власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего  общества или народа; в-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни; в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.

Виды  законов. Законы подразделяются на: конституцию, конституционные; обыкновенные, а также  органические законы. К числу конституционных  законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых  предусмотрена непосредственно  конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных  законов.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов. Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на: кодификационные и текущие.

Органический  закон - нормативно-правовой акт высшего  законодательного органа: принятый в  особом порядке; определяющий некоторые  институты государственного (конституционного) права; обычно предусмотренный Основным законом (Конституцией) государства; регулирующий, соответственно, государственно-правовые (конституционно-правовые) правоотношения; имеющий, кроме того, и другие признаки, обычные для закона.

 

ГЛАВА 2. Конституция как основной закон Государства.

 

2.1 История развития конституции Российской Федерации.

 

На  изменение конституции влияют многие факторы – интересы различных  социальных групп, преобразование формы  правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения  на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой  стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического  характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование  нового государственного единства, изменение  формы правления и политического  режима.

Каждая  новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его  новым содержанием. В современном  понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в  качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы  государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая  Конституция появилась в 1787 г. в  США. В 1791 г. была принята Конституция  Франции, в 1793 г. – Польши.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с  доктриной самодержавия. Русская  либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это  учредительный закон, устанавливающий  основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях  либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов  в конце 50-х – начале 60-х годов  ХIХ (А.С. Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками  конституционного правления были представители  наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством  конституционных реформ осуществить  переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения  власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической  формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных  проектов в России можно отнести  «План государственного преобразования»  графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в  своем проекте выдвигал идею конституционной  монархии, ограниченной парламентом, и  постепенной отмены крепостного  права. Под конституцией он понимал  государственный закон «определяющий  первоначальные права и отношения  всех классов государственных между  собой»3.

Интерес представляют конституционные воззрения  декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном  проекте Н.М. Муравьёва, а также  «Манифесте к русскому народу» Северного  общества (Х1Х) 4. Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако  прогрессивные идеи конституционных  преобразований в России того времени  остались нереализованными, так как  не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться  на свет из-за его убийства.

Первым  шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем  принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную  Думу – первый русский парламент  с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная  Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские  права: неприкосновенность личности, свобода  совести, слова, собраний, союзов, избирательные  права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган  – Совет Министров.

Конституционное значение имели «Учреждение Государственной  Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года5.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский  отмечал, что в силу актов 1905-1906 гг. в России учреждался конституционный  строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный  процесс, начавшийся в дооктябрьской  России, был прерван Октябрьской  революцией 1917 года.

Послеоктябрьское  конституционное развитие характеризовалось  ломкой имперской государственной  системы и формированием основ  новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских  Съездов Советов: «Рабочим, солдатам и крестьянам!» (Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2) 1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 (12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики от 28 (15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов6.

Декреты первых лет послереволюционного  периода отражали ликвидацию капиталистической  системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата – администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода  в России базировались на утопических  представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой  победы социализма во всех странах  и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры  пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, ставшая  органической частью первой Конституции  РСФСР 1918 г., выражала решимость «вырвать человечество из когтей финансового  капитала и империализма». Исторической задачей Советской власти провозглашалось  «беспощадное подавление эксплуататоров».

Начиная от первых декретов Октября конституционное  законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая  Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон  государства переходного периода  от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом  закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось  всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались  равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась  в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения  – представителей так называемого  «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса  жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим  представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной  из главных целей государства  диктатуры пролетариата провозглашалось  беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах  федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась  единая взаимосвязанная система  центральных и местных органов  государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное  развитие России, как и других союзных  республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция  в значительной степени копирует Союзную.

Вторая  Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в  стране, происшедшее в связи с  окончанием гражданской войны и  образованием СССР. Эта Конституция  юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила  «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик»7. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Информация о работе Понятие закона. Его признаки, виды