Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;

Содержание

Введение……………………………………………………….….……3
1. Возникновение государства…………………………….……….…5
1.1. Предпосылки возникновения государства…………………....…5
1.2. Основные теории происхождения государства…….…….……..9
1.3. Государство – первая политическая организация……………..14
2. Понятие и признаки государства………………………………….18
2.1. Понятие государства……………………………………………..18
2.2. Признаки государства……………………………………..…..…22
Заключение…………………………….……………………..…….…31
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая понятие и признаки государства.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

6. Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная  власть связана с правом, она  обладает монополией на правотворческую  деятельность, а право - самый  эффективный регулятор общественных  отношений.

Структуру государственной  власти составляют[29]:

1. Субъект (государство  в лице его органов);

2. Объект (подвластные,  население государства);

3. Властеотношения  (отношения между субъектом и  объектом по поводу власти, в  которых государство проводит  в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять  обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной  власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти  качества являются достоинствами государственной  власти. Однако прерогатива может  расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство  может монополизировать все сферы  управления обществом. Государственная  власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком[30].

В отличие от других видов социальной власти государственная  власть является:

-аппаратной (имеет  механизм осуществления),

-суверенной (не зависит  от иной власти),

-легитимной (опирается  на закон)[31].

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего  рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она  воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются  органы управления и принуждения (государственный  аппарат). Без этого физического  воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

2) Территориальная  организация населения – это  разделение населения по территориальному  принципу. Государство всегда связано  с определенной территорией, на  которой проживает подвластное  ему население. Выражением территориального  принципа является административно-территориальное  деление на такие административные  регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных  пределов и установление государственной  границы[32].

В догосударственном  обществе принадлежность индивида к  тому или иному роду обусловливалась  кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался  с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип  организации населения потерял  свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной  организации. Государство имеет  строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или  граждан государства. Возникают, таким  образом, пространственные пределы  государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной  организацией населения сопряжено  не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных  стран. А потому с этих позиций  понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства  появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей[33].

3) Наличие аппарата  принуждения, наряду с аппаратом  власти и управления. Это особые  отряды вооруженных людей: армия,  полиция, разведка, и принудительные  учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

4) Государственная  казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые  принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные  сроки), внутренние и внешние займы,  государственные кредиты, долги  государства, то есть все то, что характеризует экономическую  деятельность государства и обеспечивает  его функционирование.

П. Отличие государства  от других политических организаций общества 

Вторая группа отличительных  признаков позволяет рассматривать  государство в качестве специфической  организации общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость  вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным  суверенитетом.

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной  власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны[34].

Суверенитет имеет  внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний  суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной  власти внутри страны, ее независимость  от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций  и т. д.).

Внутренняя сторона  суверенитета выражается в следующих  свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством)[35]:

-универсальность  - власть в государстве распространяется  на все население;

- прерогатива - государство  обладает правом издавать законы  и тем самым определять масштаб  свободы всех субъектов права; 

- наличие особых  средств для передачи своих  велений (право, законодательство);

- в исключительном  праве государства официально  представлять все общество, а  не отдельные его части; 

- наличие особых  средств воздействия на население,  каких нет ни у какой иной  власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной  власти от всякой иной власти за пределами  страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках[36]:

- государственная  власть способна самостоятельно  проводить в жизнь внешнюю  политику, строить взаимоотношения  с другими государствами; 

- никто не вправе  вмешиваться во внутренние дела  государства; 

- государство вправе  по своему усмотрению создавать  межгосударственные объединения,  вступать в уже существующие  объединения, а также обладает  правом свободного выхода из  межгосударственных союзов;

- государство обеспечивает  собственную территориальную целостность  и неприкосновенность;

- государство вправе  по своему усмотрению вступать  в экономические, культурные, иные  связи с другими государствами  и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного  общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство имеет  устойчивую юридическую связь с  населением (в виде подданства или  гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) государство имеет  специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство  применяет в первую очередь «легализованное  принуждение» (в том числе и  физического принуждения) в отношении  населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных  должностей и на основе особой служебной  дисциплины.

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство  осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее  выражение государства. Механизм государства  — это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и  функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]:

- целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, которая обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности;

- первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами), они связаны  между собой началами субординации  и координации.

- для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,—  вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство.

- при помощи механизма  практически осуществляется власть  и выполняются функции государства

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения  всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет  особые средства для осуществления  политического принуждения, какими никакая другая политическая организация  не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены  для осуществления легализованного  и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение  — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных  лиц государства на личность с  целью заставить (принудить) ее действовать  по воле властвующего субъекта, в интересах  государства[39].

Само по себе государственное  принуждение — острое и жесткое  средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в  обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое  положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся интересы и  мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно  полезное поведение.

Государственное принуждение  бывает правовым и неправовым. Последнее  может обернуться произволом государственных  органов, ставящих личность в никем  и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место  в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид  и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается  контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового  «насыщения» государственного принуждения  обусловлен тем, в какой мере оно:

Информация о работе Понятие и признаки государства