Понятие и признаки органа исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить сущность МВД РФ как органа исполнительной власти и определить его место и роль в общей структуре федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки органа исполнительной власти…………………5
Глава 2. Министерство внутренних дел Российской Федерации – орган исполнительной власти…………………………………………………………..9
Глава 3. Место и значение МВД РФ в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………….27
Заключение ............................................................................................................31
Список источников и литературы .......................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Мвд Рф.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ................................................................................................................. 3

Глава 1. Понятие и признаки органа исполнительной власти…………………5

Глава 2. Министерство внутренних дел Российской Федерации – орган исполнительной власти…………………………………………………………..9

Глава 3. Место и значение МВД РФ в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………….27

Заключение ............................................................................................................31

Список источников и  литературы .......................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое государство, в  том числе и Российская Федерация, осуществляет свою государственную власть через систему особых органов – органов исполнительной власти. Все органы исполнительной власти представляют собой тесно взаимосвязанную и совместно функционирующую систему.

Темой нашей курсовой работы является «Министерство внутренних дел Российской Федерации как орган исполнительной власти».

Внутренние дела любого государства многообразны, требуют  постоянного властно-распорядительного  воздействия на них, в то же время  велика здесь и роль администрирования  и вместе с тем контроля.

Поэтому проблемой нашего курсового исследования является функционирование и пути повышения его эффективности Министерства внутренних дел Российской Федерации в современных условиях.

Данная проблема всегда была, есть и будет сохранять свою актуальность в любом государстве. Это происходит потому, что на данном этапе развития общества постоянно происходят стихийные процессы, можно сказать о том, что общество гипердинамически развивается. Следовательно, государственная власть, с одной стороны, постоянно регулирует его существование и «движение», с другой стороны, нуждается в укреплении государственных устоев и защите.

Объектом нашей работы является структура федеральных  органов государственной власти Российской Федерации, а предметом  – Министерство внутренних дел российской Федерации в качестве органа исполнительной власти.

Приступая к работе, мы ставим перед собой целью изучить  сущность МВД РФ как органа исполнительной власти и определить его место  и роль в общей структуре федеральных  органов исполнительной власти.

Согласно определенной цели, нами были поставлены следующие  задачи:

1. Раскрыть понятие  и выделить признаки органа  исполнительной власти.

2. Проанализировать сущность  и особенности МВД РФ как  органа исполнительной власти.

3. Определить место  и роль МВД РФ в структуре органов исполнительной власти.

Степень изученности  основной проблемы нашей работы достаточно велика, но из-за постоянно меняющейся внутренней обстановки в стране и  развития российского законодательства все равно остается весьма актуальной.

В ходе написания работы нами были изучены научные труды  таких авторов, как Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Бахрах Д.Н., Конин Н.М.,, Москалькова Т.Н., Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. и других.

В процессе курсового  исследования нами были использованы метод анализа и синтеза, метод изучения документов, компаративный метод.

Структурно наша работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  признаки органа исполнительной  власти.

 

Государственная власть Российской Федерации функционирует на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации. На его основе выделяются исполнительные, законодательные и судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть в Российской Федерации имеет достаточно разветвленную и многообразную структуру. Но, тем не менее, все органы исполнительной власти имеют определенные признаки. Для раскрытия основного вопроса нашей курсовой работы – рассмотрения и анализа Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках органа исполнительной власти, необходимо определить, что включается в данное понятие, каковы признаки и структурные элементы всех органов исполнительной власти в целом. К тому же надо отметить, что вопросы органов исполнительной власти регулируются административным правом.

В целом, можно сказать, что органы исполнительной власти являются субъектами административного права, субъектами государственного управления, в процессе своего функционирования осуществляющими государственно-властные, государственно-распорядительные и государственно-регулятивные функции. Таким образом, все органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность.

Содержание деятельности каждого органа исполнительной власти определяется целью его создания, задачами перед ним поставленными, в пределах его компетенции. Вопрос о компетенции  является одним из основных, так как в ее рамках и «работает» каждый конкретный орган исполнительной власти.

Под компетенцией органа исполнительной власти понимают комплекс задач, функций и полномочий, закрепленных за ним законодательно.1

В компетенцию органов  исполнительной власти, как и в  компетенцию других органов государственной  власти, к тому же определяющую их административно-правовой статус как субъекта административного права включена цепь из четырех взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов: целей и задач деятельности, функций, полномочий и обязанностей.

Функционируя, органы исполнительно  власти действуют в административном порядке, их акты власти носят административно-правовой характер.

В научной литературе существует следующее  определение: органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.2

То есть, на наш взгляд, если упростить данное определение, орган исполнительной власти – это один из базовых элементов, входящих в сложную структуру государственного управления, имеющий свою компетенцию, действующий в определенной узкой области и напрямую «проводящий и претворяющий в жизнь» единую государственную политику.

Существует несколько  вариантов классификации органов  исполнительной власти: по уровню и территории деятельности; в зависимости от того, как образовывается орган исполнительной власти; в соответствии со способом образования; в зависимости от способа разрешения в органе подведомственных ему вопросов; в зависимости от оформления их организационно правовой формы.3

Несмотря на разнообразие видов органов исполнительной власти, в Конституции Российской Федерации  четко закреплено – все органы исполнительной власти Российской Федерации составляют единую, функционирующую в тесном взаимодействии, систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Также, говоря о данной проблеме, особенно важны правовые основы формирования органа, тесно взаимосвязанные с их административно-правовым статусом. Они включают в себя: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания органов.

Еще одним из основных вопросом, возникающим при изучении органов исполнительной власти, является организационная структура, которая оформлена и юридически закреплена.

Структурно аппарат  любого органа исполнительной власти представляет собой взаимосвязанную  и соподчиненную систему структурных  подразделений:

1. Руководство.

2. Отраслевые структурные  подразделения.

3. Контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления;

4. Вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.4

Естественно, «связующим»  элементов в данной структуре  является информация и отношения  субординации.

Таким образом, под органом исполнительной власти понимают создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

Несмотря на свое видовое  разнообразие (и возможность классификации  по различным основаниям) все органы исполнительной власти представляют собой  единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Именно поэтому, рассмотрев в первом параграфе нашей работы органы исполнительной власти в целом, выделив их структурные и организационные  элементы, во втором параграфе мы рассмотрим МВД Российской Федерации, произведем его классификацию по вышеназванным основаниям и рассмотрим конкретно его структурные и организационные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Министерство  внутренних дел Российской Федерации  – орган исполнительной власти.

 

Министерство органов  внутренних дел действует на основе Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) с поправками 30 декабря 2008г., Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011г. N 3-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012г. и других федеральных законов, Указа Президента РФ от 1 марта 2011г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" с последними изменениями и дополнениями от 12 июля 2012г., Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011г. N 248).

Как сказано в Положении о  МВД РФ, Министерство внутренних дел  Российской Федерации – это федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы.5

Как видно из данного определения, законодатель закрепляет то, что МВД  РФ – именно орган исполнительной власти.

К числу основных функций, ради которых  оно образовано и действует, относятся: участие в разработке основных направлений  в области внутренних дел государства, последующее проведение данной политики, контроль и предупреждение ее нарушения, нормативно-правовое регулирование в сфере миграции. Мы хотим отметить, что МВД РФ только координирует и контролирует деятельность ФМС России, руководит же ею Правительство РФ.

Законодательством четко поставлены задачи, которые должно решать Министерство внутренних дел Российской Федерации.

К числу важнейших и стоящих  на первом месте относятся разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, разработка подобной политики в сфере миграции.6

Отнесение данных задач на первое место связано с тем, что без упорядоченной общественной жизни, нормального функционирования всех ее сторон, грамотной последовательной государственной политики, не только выработанной «на бумаге», а реально осуществляющейся невозможно нормальное функционирование государства. Миграционная политика, несомненно, также чрезвычайно важна.  Поток и количество мигрантов должно регулироваться государством в лице его органов, так как это чуждые нашей культуре люди, они должны безболезненно вливаться в наше общество, принимать, знать и признавать наш язык, нашу культуру и государственный устрой.

Вторая основная задача – это  нормативно-правовое регулирование  в сфере внутренних дел. Она органически  взаимосвязана с первыми, так  как для их выполнения необходимо издавать соответствующие нормативно-правовые акты и применять административно-правовые методы государственного управления.

В-третьих, МВД РФ должно решать задачи по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность.

Как мы знаем, суверенитет государства  подразделяется на внутренний и внешний. Задача МВД РФ – обеспечение именно внутреннего суверенитета нашего государства.

Если только прописать в законе права и свободы человека и  гражданина, но не обеспечить их соблюдение либо не гарантировать их властное восстановление, то это не будет  работать. Данную задачу решает именно МВД РФ.

В любом государстве, при любом общественном строе была, есть и будет преступность, ее полное искоренение – утопия. Поэтому государство должно среди своих органов иметь такой, который будет с ней бороться и, по возможности, противодействовать. Сегодня профилактике преступлений уделяется очень большое внимание.

Информация о работе Понятие и признаки органа исполнительной власти