Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 23:32, реферат

Краткое описание

На текущий момент теория правового государства является весьма противоречивой.
В современных российских исследованиях, посвященных теории правового государства, чаще всего говорится о том, что сам термин впервые в 1813 г. использовал немецкий ученый К. Велькер, а ввел этот термин в научный оборот в 1832 г. другой немец - Роберт фон Моль. Но еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон и Аристотель - сделали первые шаги к созданию учения о правовом государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

Сырых В.М. указывает на противоречия между позитивистским пониманием права и ведущим принципом правового государства - приоритетом права перед законом. Логическому единству и целостности позитивистской доктрины пришел конец. Если раньше все было просто и ясно - государство формирует волю народа на принятие определенных общеобязательных нормативных решений, то сейчас у общества и народа нет иного пути, кроме как неукоснительно исполнять действующие законы, иные нормативные правовые акты под страхом государственного принуждения.6

Добровольное признание какого-то права, существующего вне закона, которому должен подчиняться закон, поставило ряд по сей день не разрешенных российскими правоведами вопросов о том, где может находиться действительное право, по каким критериям можно отличать право от произвола, каким должен быть механизм, обеспечивающий верховенство права над законом. Получается, чтобы обеспечить реализацию этого принципа, нужно коренным образом изменить позитивистскую доктрину и даже разрушить ее до основания. Не случайно наиболее мудрые российские позитивисты предприняли попытки отказаться полностью от названного принципа. Наиболее заметные успехи в защите позитивистской доктрины достигнуты М.И. Байтиным и О.Э. Лейстом.

Отрицая возможность существования какого-либо права, кроме позитивного, О.Э. Лейст суть правового государства сводит к охране правопорядка, обеспечивающего свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им обязательных представлений об общем благе и путях его достижения. С его позиции, правовое государство "определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения, типичная для сословных и кастовых обществ, но и, сверх того, как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту грань, за которой граждане осуществляют свои свободы"

Итак, правовое государство, лишенное своего главного признака, возвышающего его над остальными видами и типами государств, в лучшем случае превращается в ординарное демократическое государство, где господствуют закон и законность. Но О.Э. Лейсту и подобное упрощенное понимание правового государства показалось чересчур революционным. Поэтому он спешит оговориться, что правовое государство может оставаться таковым, не напрягая себя борьбой за законность, за утверждение прав и свобод, гарантированных законом государства. По его мнению, любое государство не может стать полностью правовым на том основании, что "ни одно общественное явление не осуществляется с арифметической точностью до конца и без примесей; в любом государстве есть недобросовестный чиновник, нерадивый служащий, неясный текст закона"7.

История учений о правовой государственности — богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка проблем правового государства.

Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека (гуманитарно-правовой компонент), верховенство права и правовых законов (нормативно-правовой компонент), надлежащая правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (институционально-правовой, организационно-властный компонент). Причем все эти компоненты тесно взаимосвязаны.

Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех иных своих функций. Но все это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. – М. : Зерцало-М, 2002. – 288 с.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц [и др].; под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2004. – 832 с.

Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / М. Н. Марченко [и др].; под ред. М. Н. Марченко. – М. : Проспект, 1999. – 504 с.

 

Новая библиография

  1. Баев В. Г. Правосудие и правовое государство: к вопросу о "примирении" категорий / В.Г. Баев // Российская юстиция. – 2014. – N 5. – С. 39 - 42.
  2. Виноградов В. А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация / В. А. Виноградов // Закон. – 2013. – N 12. – С. 97 - 101.
  3. Воронцов С. Г., Мингалева Ж. А. Вопросы теории правового государства / С. Г. Воронцов, Ж. А. Мингалева // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. – 2013. – N 4. – С. 29 - 37.
  4. Игольникова В. А. Социальное правовое государство. Сравнительный анализ подходов к содержанию этого понятия на Западе и в России / В. А.  Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – N 4. – С. 3 - 5.
  5. Сырых В. М. Правовое государство как идеал развития русской государственности / В. М. Сырых // Российский юридический журнал. – 2013. – N 2. – С. 18 - 20.

1 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2004. С. 644

2 Воронцов С. Г., Мингалева Ж. А. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. – 2013. – N 4. – С. 29 - 37.

3 Там же.

4 Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов: Практ. руководство. (Современная версия новейшей истории государства). Новосибирск: Наука, 2010. 544 с.

5 Виноградов В. А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. – 2013. – N 12. – С. 97 - 101.

6 Сырых В. М. Правовое государство как идеал развития русской государственности // Российский юридический журнал. – 2013. – N 2. – С. 18 - 20.

7 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 145.


Информация о работе Понятие и признаки правового государства