Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа
Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.
Введение …………………………………………………………………………
1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников…………….......................
Кроме того, должна быть обеспечена равная защита законных прав и интересов каждого. Консолидация общества в значительной степени зависит от разумного отражения в законодательстве баланса интересов всех его социальных групп и слоев15.
Сочетание
общегосударственных и
Этот принцип актуален, прежде всего, для федеративных государств. Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности. Но не менее важны эти положения и для унитарных государств.
Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые центральными органами, в чем-то ущемляют интересы населения определенной местности, вызывая негативное к ним отношение. В результате эффективность действия актов значительно снижается.
Следовательно,
те решения центральных
Основные принципы
нормотворческой деятельности закреплены
в статье 7 Закона ”О нормативных правовых
актах Республики Беларусь“:
Таким образом, на
основании вышеизложенного
2. Этапы и стадии
Правотворческая деятельность представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Он по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий (этапов), которые в теории принято называть стадиями.
В обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворчества:
1. Принятие решения о подготовке проекта акта;
2. Подготовка (разработка) проекта;
3. Обсуждение и принятие нормативного акта;
4. Санкционирование, промульгация и опубликование нормативно-правовых актов.
Технология создания нормативно-правового акта в Республике Беларусь предусмотрена Законом ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“. В частности, в нем определены следующие стадии нормотворческого процесса:
1. планирование нормотворческой деятельности;
2. нормотворческая инициатива;
3. подготовка проекта нормативно-правового акта;
4. принятие (издание) нормативно-правового акта;
5. включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
6. опубликование нормативно-правового акта17.
Содержание каждой стадии правотворческого процесса определяется особенностями нормативного правового акта, его юридической природой, видом, назначением, характером регулируемых общественных отношений.
В связи с развитием информационных технологий иным содержанием наполнилась предпоследняя стадия нормотворческого процесса. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь существует не только как печатное издание, но и в цифровом варианте. С помощью сети Интернет в Беларуси обеспечен доступ граждан к массиву законодательства и судебной практики, включающему около 160 тысяч документов. Данная база данных, существующая в интернете, является эталонным банком данных правовой информации Беларуси.
Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса.
В настоящее время
К обязательным стадиям относятся:
· реализация права законодательной инициативы (то есть внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);
· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;
· рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях;
· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;
· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики;
· подписание закона Президентом и его обнародование.
Возможными стадиями законодательного процесса выступают:
· преодоление разногласий между Палатой представителей и Советом Республики в случае отклонения последним законопроекта;
· преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.
Раскроем основные стадии правотворческого процесса.
Планирование нормотворческой деятельности
Подготовка нормативно-правовых актов осуществляется на плановой основе. При разработке планов подготовки проектов нормативно-правовых актов учитываются предложения субъектов право законодательной инициативы, а также иных заинтересованных органов, общественных объединений, организаций, граждан. В соответствии с этим планом нормотворческий орган занимается разработкой нормативно-правовых актов.
Планирование нормативно-
- государственные программы,
содержащие положение о
- ежегодные планы подготовки
законопроектов, планы подготовки
проектов нормативно-правовых
Ежегодной подготовкой таких планов и внесением на утверждение Президентом Республики Беларусь занимается Национальный Центр Правовых Исследований Республики Беларусь.
Нормотворческая инициатива
Согласно Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:
• Президенту;
• депутатам Палаты представителей;
• Совету Республики;
• Правительству;
• гражданам,
обладающим избирательным
Также необходимо отметить, что законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.
Что касается вопроса
об объявлении рассмотрения проекта
закона срочным, то Президент либо по
его поручению Правительство
имеют право вносить
Подготовка проекта нормативного правового акта
Подготовка проекта
- рассмотрение нормотворческого
предложения и принятие
- организационно-техническое
и финансовое обеспечение его
подготовки;
сбор необходимых материалов и информации;
- разработку концепции проекта;
- составление текста проекта;
- согласование проекта;
- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.
Нормотворческий орган может
осуществлять подготовку проекта нормативного
правового акта самостоятельно либо
поручить иному субъекту нормотворческой
инициативы, заказать ее Национальному
центру законопроектной деятельности
при Президенте Республики Беларусь,
а также в установленном
Согласование проекта нормативного правового акта
Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Согласование проекта нормативного правового акта проводится посредством:
- выражения в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом с обоснованием имеющихся замечаний и предложений и приложением в случае несогласия с нормативными правовыми предписаниями предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники;
- визирования, при котором руководитель государственного органа (организации) визирует проект нормативного правового акта (при наличии по нему замечаний и предложений - с их обоснованием и приложением предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники).
При согласовании проекта
нормативного правового акта выражение
в письменной форме согласия либо
несогласия государственного органа (организации)
с соответствующим проектом производится
в тридцатидневный срок со дня
получения в установленном
Проект нормативного правового акта считается согласованным в случае непредставления в определенный частью третьей настоящей статьи срок информации о согласовании, отсутствия предложения о продлении срока согласования с обоснованием необходимости такого продления или отказа в продлении срока согласования.
Проект закона, внесенный Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми заинтересованными государственными органами (организациями), а проект закона, внесенный Советом Министров Республики Беларусь, - согласованным с государственными органами (организациями), подчиненными Правительству Республики Беларусь20.
Экспертиза проекта нормативного правового акта
Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.
Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:
- проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, - уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;
- проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей, - Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Поступившие в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов направляются в уполномоченное структурное подразделение Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для подготовки соответствующего заключения;