Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:21, курсовая работа
. Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата
понятие и проблемы становления правового государства.
Исходя из целей, задачи:
Дать понятие социального государства;
Осветить проблемы становления социального государства;
Осветить актуальные проблемы
права социального обеспечения
как функции социального
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальное государство
- организация политической
2. Конституционно-правовая
характеристика социального
Структура курсовой работы:
введение; основная часть, состоящая
из двух глав, в первой из которых
раскрывается теория построения социального
государства, а во второй - функция
социального обеспечения; заключение;
список нормативных актов и
Научная разработанность
поднятой проблематики хорошая. Считается,
что родиной понятия "социального
государства" в современной трактовке
является Германия, однако и наши теоретики
хорошо проработали данный вопрос.
Среди них особо хочется
Глава 1. Становление социального
государства и его
1.1 Понятие и проблемы
становления социального
Понятия "социальное государство"
и "социальное правовое государство"
как политическое и государственно-правовое
установление впервые в мировой
конституционной практике было закреплено
в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ
от 23 мая 1949 г. 2 Сказанное вовсе не
означает, во-первых, что в конституциях
других европейских и
Во-вторых, такое конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями4. В самой старой из ныне действующих - Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что "никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям"5. Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве.
В-третьих, приведенные факты,
по нашему мнению, свидетельствуют
об эволюции не только государства
и права, но и об эволюции взаимодействия
общества и государства. Причем оно
осуществляется таким образом, что
не только общество влияет на изменение
государства, но и государство активно
воздействует на состояние общества,
регулируя различные виды общественных
отношений, зачастую превращая их из
частных, партикулярных (например, частную
благотворительность) в публичные,
общеобязательные. Вследствие такого
взаимодействия и общество, и государство
приобретают новые социальные качества
при сохранении таких качеств
и свойств, которые со временем становятся
архаическими. Этот сложный и противоречивый
процесс социально-
Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка6.
Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров7.
В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.
Теоретики, жившие в условиях
XIX века, модифицировали и трансформировали
идеи XVII-XVIII вв. в соответствии с новыми
историческими условиями. Практические
же меры в области взаимодействия
общества и государства носили, с
одной стороны, насильственный репрессивный
характер, а с другой - выражали объективную
потребность в смягчении
Ряд российских авторов полагают,
что родоначальником термина "социальное
государство" является Лоренц фон
Штейн, определивший его как государство,
которое поддерживает абсолютное равенство
в правах для всех различных общественных
классов и для отдельной
Итак, социальное государство
- организация политической власти
общества, деятельность которой всецело
направлена на удовлетворение интересов
человека, создания всех условий для
его процветания и развития. В
настоящее время социально
1.2 Конституционно-правовые
характеристики социального
Для того чтобы уяснить
природу социального
Второе положение, которое
вошло в конституции в связи
с концепцией социального государства,
- социальное партнерство. Такая формулировка
есть в некоторых конституциях, в
том числе в упоминавшейся
Конституции Египта. Социальное партнерство
распространяют прежде всего на отношения
труда и капитала, работников и
работодателей. В Конституции России
нет подобного положения, но оно
содержится в Трудовом кодексе 2001 г.
В нем говорится: "Социальное партнерство
осуществляется в формах: коллективных
переговоров по подготовке проектов
коллективных договоров, соглашений и
их заключению; взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений; обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
Третий конституционный
постулат социального государства
- социально-экономическое
Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях.
Следующий правовой индикатор
социального государства - социальная
ответственность. Такой прямой формулировки
нет в конституциях, да и социальная
ответственность понимается неодинаково.
В России она толкуется прежде
всего как моральная
Наконец, видимо, нужно отметить,
что современное социальное государство
- это технократическое и технологическое
государство, а теперь во все большей
степени и инновационное
Итак, мы рассмотрели в
данной главе понятие социального
государства и его
Глава 2. Социальное обеспечение
как функция социального
2.1 Понятие социального обеспечения и его составные элементы
Важное теоретическое
значение имеет разработка понятия
социального обеспечения как
категории, имеющей общечеловеческую
ценность, произведенная Р.И. Ивановой.
По ее мнению, социальное обеспечение
- это форма распределения
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, демографической, реабилитационной и др.
Экономическая функция социального
обеспечения заключается в
Информация о работе Понятие и проблемы становления правового государства