Введение
Мы живем в
ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными
переменами во всех структурах
политики, экономики, культуры. Проблемы
мировоззренческой ориентации человека,
осознание своей роли в обществе
становятся главными. Всемирная
история политических учений
представляет большой политико-правовой
опыт прошлых поколений, философы,
мыслители и ученые во все
времена брали на себя функцию
прояснения проблем бытия человека,
где центральное место занимала
проблема власти. Становление и
развитие политических учений
отображает борьбу за политическую
власть между различными социальными
группами, классами, нациями. Сама
«власть» является сложным явлением,
можно даже сказать, что «власть»
- закономерный признак нашей
повседневной жизни, с которым
мы сталкиваемся каждый день.
Власть - инструмент выражения «воли
государства». Реализация этой воли
подкрепляет интересы политики.
Я даже сказала бы, что «власть»
- это своеобразный закон функционирования
общества. На протяжении всей
истории понятие и сущность
«власти» не давали покоя многим
мыслителям. Эпоха Возрождения, сменившая
собой Средневековое религиозное
мировоззрение, принесла глубокие
изменения в идеологию западноевропейского
общества. Общей идеей новой эпохи
стал гуманизм - где человек занял
центральное место в противовес
Средневековым догмам христианства.
XVI в.- век великих духовных, культурных,
политических, религиозных перемен
и потрясений в жизни Европы.
По всей Европе происходило
объединение феодально-раздробленных
стран. Не обошло это объединение
стороной и Восточную Европу.
Но две крупнейшие европейские
страны отставали от такого
развития - это Германия и Италия.
В XV веке Италия представляла
собой богатую наследницу Римской
империи, но в то же время
самое раздробленное государство.
Политическая система Италии
напоминала полиса - города. Милан,
Венеция, Неаполь, Флоренция и
Ватикан плели интриги друг
против друга и других государств.
Как и в другие исторические
эпохи, главной причиной раздоров
была власть. Если обратиться
к истории и вникнуть в причины
войн, то, несомненно, главной причиной
будет являться жажда безграничной
власти. Большой резонанс в обществе
эпохи Возрождения вызвала теория
власти, обоснованная итальянским
мыслителем Никколо Макиавелли. Родина
Н. Макиавелли Флоренция, один из богатейших
и культурнейших городов Италии, центр
банковского дела и ремесла. В конце XIV
начале XV века там устанавливается олигархическая
власть банкиров и крупных торговцев.
Политическая концепция Макиавелли была
полной противоположностью религиозно-христианскому
учению о праве и государстве. Он основывал
политику на воле, силе, хитрости и опыте.
При этом флорентийский философ опирался
на исторические закономерности общественного
развития. Он первый и единственный мыслитель
той эпохи, который сумел достаточно определенно
постичь потребности своего времени. Основная
мысль учения Макиавелли - безраздельная
безграничная власть самодержца - государя.
Труд, который прославил Макиавелли - это
книга под названием «Государь». В «Государе»
собраны не только наставления и правила
приобретения, удержания, контроля власти
для любого правителя, но содержатся и
правила этики, и основные законы психологического
воздействия. Уникальность теории в том,
что её принципы актуальны и для XVI, так
и для ХХI века. Несомненно, современные
представители власти пользуется уже
не теми утверждениями, но многие добились
бы несомненного успеха, если бы положили
в основу своей деятельности суть концепции
Макиавелли. Основной вид власти - политическая
власть. Политическая власть неотъемлемо
связанно с управлением, как способом
проявления власти. Власть имеет своей
целью управление обществом и государством.
Власть, как многогранное явление имеет
свои стороны. Основными компонентами
власти являются: ее субъект и объект.
Субъект власти воплощает ее активное,
направляющее начало. Им может быть отдельный
человек, организация, общность людей.
Например, народ или даже мировое сообщество,
т. е. субъектом власти можно считать того,
кто обладает ею, в рамках рассмотрения
теории власти Макиавелли субъектом власти
будет являться государь. Субъекты
политической власти имеют сложный характер.
Субъект определяется содержанием властного
отношения через приказ (распоряжение,
команду). В приказе предписывается поведение
объекта власти, указываются (или подразумеваются)
санкции, которые влечет за собой выполнение
или невыполнение распоряжения. Власть
- всегда двустороннее явление, она невозможна
без подчинения. Если нет подчинения, то
нет и власти. Объектом власти выступает
общество, индивиды, группы, слои, все те
на кого направлена власть. В субъективном
плане власть - это способность подчинения
своей воли. В объективном плане - подчинение
воли носителя власти. Предмет политической
власти противоречив. Некоторые ученые
считают, что это рычаги, с помощью которых
происходит взаимодействие по поводу
власти, но большинство определяют предмет
власти, как отношения людей по поводу
власти.
Власть возникла вместе
с человеческим обществом и
является его неотъемлемым элементом.
Власть несет в себе огромную
мощь, возможности, преимущества
и ответственность. В основе данной
работы взгляды эпохи Возрождения, являющейся
переломным моментом в развитии мировой
истории. В рамках данной исторической
эпохи наиболее яркой является концепция
власти итальянского мыслителя Никколо
Макиавелли. Его теория является одной
из самых противоречивых, а идеи служат
до сих пор предметом многих споров, являясь
актуальной темой для размышления. Актуальность
выбранной темы объясняется не только
её большим резонансом в истории, но и
тем, что современные политики в своей
деятельности сталкиваются с множеством
различных проблем, актуальных и для управленцев
различных исторических эпох. Существуют
различные способы преодоления этих проблем,
но все они замыкаются на человеке, именно
он обязан решить их. Макиавелли в своих
работах разрабатывает целую теорию действий
для преодоления сложных политических
ситуаций. В своей работе на основе анализа
теории Макиавелли я попыталась попробовать
теоретически использовать некоторые
положения концепции власти Макиавелли
в деятельности современного политика.
Приоритеты в расстановке целей моего
исследования оказались сложны, с одной
стороны, казалось бы, понятие власти очевидно,
но с другой стороны власть - многомерное,
сложное явление, сокрытое в своих проявлениях.
Цель работы можно обозначить, как раскрытие
феномена власти. В анализе столь многостороннего
понятия, как власть, в основном я буду
опираться на теорию Никколо Макиавелли,
как блестящего политика своего времени.
Задачами данной работы является на
основе анализа сущности, форм, рычагов,
и осуществления власти, опираясь на исторический
опыт многих поколений, а в частности на
теорию власти Н. Макиавелли, выявить и
раскрыть уникальный феномен политической
власти. А так же провести анализ государственно-политической
системы страны, с выявлением возможного
применения практического руководство
к управлению страной ΧVI века (в рамках
книги «Государь») в современной политической
жизни. В последнее время уделяют большое
внимание так называемому человеческому
фактору. Ученые всего мира признают, что
грамотное управление поведением людей
- это залог успеха в деятельности любого
руководителя. Во все времена оставалась
актуальной проблема существования справедливой,
гуманной и терпимой власти.
«Для того чтоб
поднять государство с самой
низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния,
нужны лишь мир, легкие налоги
и терпимость в управлении»
А. Смит
1. Понятие и сущность
власти
Понятие власти
является одним из центральных
в истории политической мысли.
Проблему власти охватывают многие
науки и дисциплины, находящиеся
в тесной связи с такой наукой,
как политология. Политология,
как наука возникла в конце
19 века. Предмет политологии - государство,
политическая власть. Определение
власти, понятие, ее сущности и
характера имеет важнейшее значение
для понимания политики и государства,
позволяет выделить политические
отношения из всех других общественных
отношений. В каждом человеческом союзе,
каково бы ни было его призвание, можно
встретить двоякого рода стремления: к
свободе и к порядку. Свобода требует верховенства
личного начала. Порядок, как совокупность
необходимых мер, ограничивающих свободу
личности, существует для охраны целого.
Власть, как организатор и охранитель
порядка должна обладать силой и могуществом.
Власть, есть господство одного над другим.
Парадокс политической власти состоит
в том, что она способна оборачиваться
для человека одновременно и целесообразной
силой, и злой волей. Злоупотребление властью
может стать разрушительной. На мой взгляд,
уже только само слово власть несет в себе
большое искушение и зачастую, когда человек
осознает, что обладает властью, начинает
ею злоупотреблять в своих личных интересах.
Термин политика с древнегреческого означает
искусство управления государством. Основой
политики является политическая власть.
Власть политическая или государственная
означает господство одних над другими,
вот почему партии и политики ведут активную
борьбу за власть на протяжении всей истории
человечества. Ввиду подчинения ей всех
других видов власти называется верховной
властью. Политическая власть - это специальный
социальный институт, упорядочивающий
социальные отношения и поведение индивида.
Политическая власть имеет определяющее
воздействие на поведение общества с помощью
средств, которыми обладает государство.
В отличие от других видов власти политическая
власть носит не личностно, а общественный
- характер. Политическая власть отличие
от правовой власти, регулирующей отношения
между конкретными субъектами, политическая
власть мобилизует на достижение целей
большие массы людей, регулирует отношения
между группами. Верховная власть является
неотъемлемым признаком государства,
который выделяет его из ряда других союзов.
Во всякой политической организации можно
найти три основных элемента: главу организации,
старейшин и народ. Какой из этих элементов
преобладает над остальными, получается
тип политической организации, а, следовательно,
и политической власти. Исключительное
господство главы организации создает
власть патриархальную, деспотическую;
господство людей, выдающихся по возрасту,
знанию, богатству или происхождению,
ведет к власти старейшин. Власть лучших
людей - аристократия, власть богатых
- плутократия, власть немногих - олигархии.
При господстве людей, составляющих данный
союз, возникает демократия (власть
народа). Целью власти является
управление обществом и государством.
Задачи власти - изменение поведения людей,
руководство, координация и контроль.
Политическая власть - ось, вокруг которой
вращается политическая жизнь. Она играет
сдерживающую роль в обществе, спасая
его от саморазрушения. Политическая власть
неразрывно связанна с государством.
В федеративных государствах власть подразделяется
на общефедеральную, власть субъектов
и местную. В демократических разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Разделение властей является
главным признаком демократического государства
и закрепляется в конституции. По примеру
этой терминологии не только главнейшие
функции государственной власть, но и
различные виды, способы ее деятельности
стали именовать властью. Например,
деятельность государства по военным
вопросам - военная власть, по вопросам
финансов - финансовая власть и т.д.
Власть возникает вместе с человеческим
обществом и придает ему целостность,
управляемость, служит важнейшим фактором
порядка и организованности.
1.1. Структура власти
Как и любые
явление власть имеет свое
внутреннее строение. Основными
компонентами власти являются
ее субъект, объект и ресурсы,
приводящие в движение все
ее элементы. Субъект власти
воплощает ее активное первоначало.
Им может быть отдельный человек
или организация, или общность.
Все те, в чьих руках сосредотачивается
власть. Власть непрерывно воздействует
на общественные процессы и
выражает себя в виде особых
отношений, суть которых заключается
в навязывании воли и подчинении.
Субъект власти является неотъемлемым
элементом этих отношений, как
сторона властвующая, способная
подчинить своей воли. Объект - второй
важнейшей элемент власти. Власть
невозможна без подчинения. Нет
подчинения, нет самой власти. Объектами
власти выступают индивиды, общество,
слои, все те на кого направлена
власть субъекта. Ресурсы
власти наряду с субъектом
и объектом, выступают одним из
важнейших оснований власти. Они
могут использоваться для поощрения,
наказания или убеждения. В
широком смысле они представляют
собой «все то, что используется
для влияния на других». Это
все те средства, использование
которых обеспечивает влияние
на объект власти в соответствии
с целями субъекта. Ресурсы, представляют
собой важные для объекта ценности
(деньги, предметы потребления и
т. п.); инструменты, с помощью
которых можно лишить человека
тех или иных ценностей (оружие,
карательные органы в целом), либо
средства, способные повлиять на
мотивацию человека (телевидение,
пресса).
Важнейшими элементами
власти являются сила, воля и
легитимность.
То, что мы называем государством,
есть общественный союз, имеющий свою
власть, которая называется властью
верховной. Она носит такое название
лишь потому, что она не подчинена
какой либо другой власти. Таким
образом, верховная власть характеризуется
суверенитетом, т. е. полной юридической
независимостью. В мире нет ни одного
государства, в котором существовало
бы две верховных власти равных по
своему авторитету. Единство власти нераздельно
связано с суверенитетом. Доказательства
существования власти проявляются
ежечасно, в виде принудительного
подчинения воле власти. Всякое неповиновение
этой воле вызывает принудительную деятельность
верховной власти. Важной характеристикой
власти является сила, свойство, благодаря
которому поддерживается суверенитет.
Под силой власти, следует понимать
не физическое воздействие, а силу поддержки,
т. е. силу авторитета власти. Власть непрерывно
взаимодействует со всеми общественными
процессами и характеризуется навязыванием
воли. Политическая власть - способность
социальной единицы проводить свою волю
по отношению к другим социальным единицам.
Воля еще один главный элемент власти.
Содержание воли власти состоит в желании
господства. Воля является способом выражения
целей субъекта власти. Базовым элементом
функционирования власти, её закрепления
в обществе, является легитимность (законность).
Понятие легитимности означает признание
власти обществом, обоснование необходимости
данной власти. Исторически сложился
ряд типов легитимности:
Легальный тип - узаконенность
власти правовыми нормами. Основа
такой власти общее понимание
норм, установленных законом.
Традиционный тип
- признание власти в соответствии
с традициями. Основа такой власти
традиционное сознание.
Персональный (харизматический)
тип - власть основана на вере
масс в особые способности
политического лидера. Основа - личный
авторитет правителя.
Идеологический тип
- веры в правильность тех идеологических
ценностей, которые провозглашены
властью. Основа - идеологические
ценности.
Структурный тип - правомочность
власти вытекает из убеждения
в законности установленных структур.
Основа - политические структуры.
Проблема легитимности - это в
значительной мере проблема участия
общества в управлении государством.
Во все времена актуальной проблемой власти
был отбор людей способных в интересах
общества осуществлять власть. Главной
задачей является превращение государственной
власти в высоконравственную, справедливую
и гуманную.
1.2. Виды власти
Особенности различных
элементов власти - субъекта, объекта,
ресурсов - могут использоваться
в качестве оснований ее типологий.
Одной, из наиболее содержательных
классификаций власти, является
ее деление, в соответствии
с ресурсами, на которых она
основывается. На экономическую,
социальную, духовно-информационную, принудительную
и политическую. На самом деле
четкого разделения внутреннего
содержания власти быть не
может, так как одна разновидность
власти вытекает из другой, находясь
в тесной взаимосвязи. Политическая
власть, она же государственная
является разновидность социальной
власти. Социальная власть возникает
вместе с обществом и является
его неотъемлемым и постоянным
признаком. Социальная власть
сложна по своей структуре
и соединяет в себе два вида
власти:
государственную (законодательную,
исполнительную и судебную), партийную.
Разделение верховной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, как уже отмечалось
выше является признаком правового, демократического
государства. Принцип разделения полномочий
властей является одним из важных конституционных
принципов.
личная, семейная, власть лидера.
Отличительной чертой политической
власти от других видов власти является
то, что политическая власть является
неотъемлемым признаком государственности
и получает свое воплощение в системе
органов и учреждений, образующий
её механизм. Политическая власть возникает
вместе с государством. Политика - это
деятельность людей по поводу осуществления
власти. Политическая власть способна
оказывать воздействие на поведения
людей. Целью такой власти является
управление общественной и государственной
жизнью.