1.3. Развитие
представлений о власти
Становление и развитие
политических учений отображает
борьбу за власть между различными
социальными структурами. На всех
этапах развития общества шел
процесс развития понятия власть.
Разгадка феномена власти не
давала покоя многие тысячелетия,
рождая многочисленные взгляды
и теории. Понятие власти во
все времена занимали умы философов,
мыслителей, ученых и писателей.
Первые попытки разобраться в
парадоксах и механизмах политической
власти были предприняты еще
в древних государствах Индии,
Китае и Греции. По наиболее
распространенному в человечестве
убеждению, политическая власть
должна иметь религиозную высшую
санкцию. Наиболее отчетливо исторически
действуют две разновидности
религиозных представлений: обожествление
сил природы, и культ предков.
Верование в бессмертие души
приводят к тому, что люди видят
своих покровителей в духах
предков, к ним обращаются с
просьбами, им поклоняются. В
обожествлении природы человек,
преклоняется только перед силой
природы. Устроив свое государство,
люди действовали, смотря по
тому, что, по их мнению, сильнее
и выше всего в мире, для
определения их деятельности
очень важно какие именно силы
духовного мира, по мнению данного
народа, наиболее интересуются человеческой
общественной жизнью. Отсюда огромное
первоначальное влияние на политику
именно культа предков и культа
сил природы. Точно так же
как и признание единого Божества,
Создателя мира, эти две ветви
религиозных представлений способны
давать исходные пункты для
единоличной Верховной власти. Так,
в Японии до сих пор верховный
государь признается прямым потомком
солнечной богини Аматера-су-оо-ками.
В Китае первоначально было то же самое,
но вследствие династических перемен
император мог являться "Сыном Неба"
лишь по усыновлению. Во II - I тыс. до
н. э. господствовали религиозно - мифологические
представления о власти. Политические
учения стран Древнего Востока (Индии,
Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции,
Рима) рассматривали императоров, царей,
как потомков богов, наделяя их божественными
чертами. К основным источникам Древневосточной
политической мысли относятся Пятикнижие
Моисея, библия, законы Хаммурапи. Учение
Древнекитайского мыслителя Конфуция
(ок. 551 - 479 гг. до н. э.) изложено в книге
«Лунь юй» (Беседы и высказывания). Конфуций
трактует власть императора, сына неба,
как власть отца, а подданных рассматривает,
как детей.
Где и когда именно
впервые зародилась идея государственной
власти -- сказать трудно. По всей вероятности,
начало философской мысли о проблеме государственной
власти принадлежит античности. Древнегреческая
философия представляет собой совокупность
учений, развившихся с VΙ в. до н. э. по VΙ
в. н. э. для периода Античности характерно
представление, что природа не сотворена
богами, а они сами выступают составной
частью природы. Человеческий разум у
греков свободен от власти богов. Яркими
представителями этой эпохи в осмыслении
сущности власти являются Платон(427 - 347
гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н.
э.). По мнению Платона, государство состоит
из трех обособленных сословий: мудрецов
- правителей; стражей - воинов; народа.
Верховная власть в государстве должна
принадлежать мудрецам. Власть - царское
искусство, управления людьми и лишь немногие
знают, как правильно руководить. Другой
великий греческий философ - Аристотель,
опровергает философию Платона, говоря,
что идеального государства не существует.
Аристотель выделяет правильные и неправильные
формы государства. Средневековье - чрезвычайно
продолжительный этап в истории, связанный
в первую очередь с христианством. Отличительной
чертой этой эпохи было религиозное мировоззрение,
в котором все подчиненно Божественным
законам. Христианство вернуло государственной
власти религиозное значение. Теоретические
взгляды на отношение духовной власти
и светской определялись в средние века
общими воззрениями на церковь и государство.
Августин Блаженный (354 - 430гг.) и Фома Аквинский
(1223 - 1274гг.) - представители этой эпохи.
В их трудах власть рассматривается, как
проявление божьей воли. Эпоха Возрождения
- период перехода от средневековья к Новому
времени. Она охватывает приблизительно
три века - с ΧIV до ΧVII. Поиск новых ориентиров,
начавшийся в Италии, переноситься во
все страны Европы. Эта эпоха возникновения
нового искусства, естествознания, новых
политических и правовых концепций. В
основе эпохи Возрождения идеи гуманизма,
основу которых составляет человек, общество,
государство. В условии координального
переустройства общества возникают новые
представления о власти. В это время
наиболее точно потребности своего
времени высказывают мыслители Никколо
Макиавелли (1469 - 1527гг.) и Жак Боден (1530 -
1596гг.). Не стоит забывать, что их теории
рождались в переломный период истории,
и отражают потребности своего времени.
Макиавелли выступал за сильную государственную
власть, способную объединить под своей
властью раздробленное государство. Он
вошло в историю мировой политики, как
автор книги «Государь», который представляет
собой практическое руководство по управлению
страной. Ядром теории Макиавелли является
принцип политического реализма, предполагающий
в политике учет реальных условий деятельности,
без ярких красок. Выше государственных
принципов нет ничего. Ради достижения
государственных целей допустимо использование
любых средств. Жан Боден писал в своем
труде «6 книг о государстве», что государство
- правовая власть нескольких семей. Монарх
- источник права. Первым в истории выдвинул
идею государственного суверенитета.
Он считал, что право проводить законы
в жизнь принадлежит государству по определению.
Существенное развитие идеи власти получили
в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
XVII век искал более прочных основ и нашел
их в учениях естественного права, приведших
к теории договорного происхождения государства.
По мнению Дж. Локка, власть призвана только
охранять естественные права человека
-- свободу и собственность. Наиболее яркими
представителями этой эпохи являются
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), выделивший
3 формы правления: республику, монархию
и деспотию. Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) -
положил начало новому направлению политической
мысли - буржуазному радикализму. Он
считал, что любая власть имеет законную
силу лишь благодаря воле народа; Иммануил
Кант (1724 - 1804 гг.) считал, что человек не
может быть орудием ничьих целей. Для него
характерно определение государства
через право; Иоганн Фихте (1762 - 1814 гг.) -
гуманистические идеи. Говорил об отмене
сословной привилегированности, установление
твердой законности; Георг Гегель (1770 -
1831 гг.) вводит разграничение между государством
и гражданским обществом. Он считал, что
верховная власть не может отражать интересов
народа, так как народ и сам не знает, чего
он хочет. Вторая половина XIX в. выдвинула
на первый план вопрос о формах деятельности
власти. Это новое направление получило
развитие в Германии как теория правового
государства (Моль, Бер, Гнейс, Лоренц Штейн
и др.). Можно спорить о том, какая именно
религия или идеология способна давать
человеку всеобъемлющий идеал, но для
четкого руководство его поступкам нужен
некоторый сверхчеловеческий авторитет.
Отсюда связь духовной власти с религией.
Современные ученые чаще всего объясняют
проблемы человечества не с религиозной
позиции, а с позиции влияния природы,
экономических и политических условий.
Юм говорил: «..желая знать греков и римлян
- изучай французов и англичан, ибо, не
зная человека - нельзя знать грека или
римлянина, а узнать человека с должной
тонкостью можно лучше всего на своих
современниках..»1.
1 - Великие мыслители запада/
Пер. с англ. В. Федорина. М.: Крон-пресс,
1999г.
Сущность человека остается
неизменной, лишь имея различия времени
и места. Человек, подчиняясь множеству
влияний, в то же время всегда стремится
иметь свою волю в устроении своей
жизни. Поэтому не было такого народа,
у которого бы политический строй
всецело определялся только религиозными
или философскими верованиями. История
нашего времени - это история
реализовавшихся идей. При всем различии
замыслов этих теорий, от "Государства"
Платона до "Государя" Н.
Макиавелли, их все объединяет одно
- человеческая личность безоговорочно
приносится в неизбежную жертву государственной
власти.
2. Исторический
портрет и творчество Никколо Макиавелли
Одним из первых
теоретиков эпохи Возрождения,
сменившей собой эпоху Средневековья,
с её религиозными взглядами,
был итальянский мыслитель Никколо
де Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.).
Жизнь и деятельность Макиавелли относятся
к периоду начавшегося упадка Италии,
до XVI в. бывшей самой передовой страной
Западной Европы. Макиавелли родился 3
мая 1469 во Флоренции, в семье нотариуса.
Родители Макиавелли, хотя и принадлежали
к древнему роду, были людьми весьма скромного
достатка. Его отец, Бернардо Макиавелли,
получал небольшой доход от своих земельных
участков. Мать Николо - донна Бартоломеа,
была женщиной религиозной, пела в хоре
в церкви Санта Тринита. В семь лет Никколо
поступил в школу магистра Маттео, затем
его отдали в городскую школу. К концу
обучения он очень хорошо знал латынь
и прошел курс латинской стилистики. Скромные
возможности семьи не позволили Никколо
Макиавелли поступить в институт. Но, будучи
еще молодым человеком, Макиавелли, приобщился
к основам юридической и коммерческой
наук. Себя он не без гордости считал одним
из одарённых политической мудростью.
Он пишет "Волею судеб я ничего не смыслю
ни в производстве шерсти, ни в доходах,
ни в убытках, и поэтому должен либо молчать,
либо рассуждать о государстве".2
В 1498 году Макиавелли успешно выдержал
конкурс и был назначен декретом Большого
Совета на пост канцлера второй канцелярии,
также ему была доверена канцелярия, ведавшая
иностранными и военными делами, что было
далеко не второстепенной должностью.
Макиавелли видел свое призвание в политической
деятельности, всегда всей душой стремился
принимать живое участие в событиях. Он
долгое время был должностным лицом Флорентийской
республики. Макиавелли имел доступ к
ряду государственных тайн. Ему давали
сложные дипломатические поручения при
дворах французского короля, германского
императора, итальянских князей, римского
папы. Бывая в разных странах, Макиавелли
детально изучал различные формы социально-политических
организаций, выделял их существенные
черты, имел возможность сравнить их возможности.
На основе изучения богатого фактического
материала и большого опыта он выдвинул
способы решения важных теоретических
проблем в области политики, государства,
управления, военного дела.
2 - Рассуждения о первой декаде
Титта Ливия Н. Макиавелли/ пер. с истор.
Р. М. Хлодовского. М. Инфро - СТ, 2002г.
После установления во Флоренции
синьории Медичи, Макиавелли был лишен
поста и права занимать какую-либо
государственную должность. Он был
заключен в тюрьму, по обвинению
в заговоре против Медичи в 1513. Затем
Макиавелли удалился в унаследованное
от отца скромное поместье и начинает
заниматься литературой и научными
исследованиями. Труд под названием
"Государь", прославивший его, Макиавелли
создал в 1513 году. Опубликовано же оно
было лишь в 1532 году, уже после смерти
автора. Он содержит в себе постулаты
приобретения, сохранения власти государя.
Кроме этого труда у Макиавелли
есть еще ряд знаменитых сочинений:
"Рассуждения на первую декаду Тита
Ливия", "О военном искусстве"
и др. Так же ему принадлежит
ряд художественных и исторических
произведений. Произведения Макиавелли
необходимо рассматривать как закономерное
выражение его эпохи. Ядром теории
Макиавелли является идея о том, что
важны только политические результаты.
Целью является приход к власти,
а затем её удержание. Все остальное,
включая религию и мораль, не является
необходимым условием. Перемещение
главных торговых путей в связи
с открытием Америки, развитие производства
в других странах Европы, вели к
упадку итальянской промышленности
и торговли, подрывали силы раздробленных
итальянских городов. На ее территории
существовали раздробленные города
- государства. В этих условиях для
Макиавелли является важным вопрос о
способах объединения раздробленной
страны. Главный объект изучения Макиавелли
- государство. Именно Макиавелли впервые
в истории вводит понятие государства.
Под этим термином он понимал и
форму правления, и определенную
территорию. По форме правления государства
Макиавелли делит на республики, на
государства, управляемые единовластно
и на основе лицензии (наихудший
тип). В своей работе я буду говорить
о государствах, управляемых единолично.
Главная цель - сильное государство,
во главе которого стоял
бы идеальный государь. Сочинения Макиавелли
положили начало политико-правовой идеологии
Нового времени. В своих трудах, в отличие
от своих предшественников, Макиавелли
использует исторические примеры и,
что не маловажно опирается на исторический
опыт, а так же имея возможность сравнить
политическое устройство других современных
ему государств, провести своеобразную
«работу над ошибками». Макиавелли утверждал,
что изучение прошлого дает возможность
предвидеть будущее и по примеру древних
определить способы действий, полезных
в настоящем. Он говорил: "Чтобы знать,
что должно случиться, достаточно проследить,
что было... Это происходит от того, - пояснял
Макиавелли, - что все человеческие дела
делаются людьми, которые всегда будут
иметь одни и те же страсти, и поэтому они
неизбежно должны давать одинаковые результаты".3
Обращение к истории, на мой взгляд, имеет
большое значение, так как позволяет «учиться
на чужих ошибках», тем более, что в политики,
на мой взгляд, ошибки могут иметь самые
неожиданные последствия и отголоски
на многие года и даже века. Примеры таких
ошибок мы можем наблюдать, если обратимся
к мировой истории многих войн, революций
можно было избежать, а значит, вполне
возможно повернуть ход истории совсем
в другую сторону. Никколо Макиавелли,
вошел в культуру Высокого Возрождения,
как блестящий историк, политический мыслитель,
талантливый писатель, как яркая и неординарная
личность.
3 - Рассуждения о первой декаде
Титта Ливия Н. Макиавелли/ пер. с истор.
Р. М. Хлодовского. М. Инфро - СТ, 2002г.
2. 1. Оценка теории
Макиавелли обществом.
ХVI век - это время
перехода от средневековья к Новому времени.
Средневековые позиции, с характерным
религиозным образом жизни еще имели место
быть, но церковные догматы перестают
быть основным законом жизни общества.
Церковь теряет свою безграничную власть
не только над умами людей, но и над государством.
В это время идеи гуманизма, с их светской
наклонностью, противоречащей средневековому
мышлению, еще небыли достаточно развиты.
В это время Макиавелли создает свою теорию
власти, которая уже не может быть принята
философией уходящего времени, но еще
и не поддерживается новой. Вот почему
его теория была принята обществом, как
аморальная. Его идеи положили начало
такому течению, как «Макиавеллизм». Политический
словарь дает такое определение макиавеллизму
- это образ политического поведения, при
котором ради достижения целей оправдываются
любые средства, вплоть до самых вероломных
и коварных. Теория Макиавелли была
развита последующими теоретиками - Спиноза,
Руссо и др., но предметом споров для этих
теоретиков явилась оценка "макиавеллизма".
Однако в оценке этой теории нужно учесть
время, в которое она создавалась. Феодальные
отношения во всех странах порождали непрекращающиеся
конфликты, постоянную борьбу между королевской
властью и вассалами, измены, коварные
интриги. Именно эту практику Макиавелли
поднял в своих идеях и попытался дать
ей оправдание. Макиавеллизм стал символом
политического коварства, лицемерия и
предательства. Исходя из слов самого
Макиавелли, основная мысль его теории
заключается в следующем: "Всегда, когда
приходится обсуждать вопрос, от которого
единственно зависит спасение государства,
не следует останавливаться ни перед каким
соображением справедливости и несправедливости,
человечности или жестокости, славы или
позора, отбросив всякие соображения,
решиться на то, что спасает и поддерживает
свободу". 4 На первый взгляд многое
в его теории кажется беспринципным, но
с другой стороны, в условиях полного хауса,
единственно верным способом удержать
от дальнейшего раскола непокорные города
- государства было лишь применение жестких
политических мер. Макиавелли основывает
свои идеи на многолетних наблюдениях
за политиками разных стран и на глубоком
изучении политической истории. Не стоит
забывать, что теория
4 - «Человек - Макиавелли» И. П. Берг. М.: Перспектива,
1997г.