Понятие и сущность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своей роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители и ученые во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, где центральное место занимала проблема власти. Становление и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. Сама «власть» является сложным явлением, можно даже сказать, что «власть» - закономерный признак нашей повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся каждый день. Власть - инструмент выражения «воли государства». Реализация этой воли подкрепляет интересы политики. Я даже сказала бы, что «власть» - это своеобразный закон функционирования общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб.docx

— 82.52 Кб (Скачать файл)

 

 2.4. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики

 

   Как уже отмечалось  выше власть, и государство имеют  тесную взаимосвязь. Борьба за  политическую власть всегда была  и будет актуальной проблемой.  Россия в этом плане не исключение. Наша страна за свою многовековую  историю прошла сложный путь. Были и многочисленные войны,  и смутные времена, и смена  существующей формы правления,  и полной смена  жизненных  ценностей и ориентиров. Поэтому  было бы неправильно в своей  работе обойти тему политической  ситуации в нашей стране. В  качестве Верховной власти выдвигается  то монархия, то коммунизм, нашедший, к сожалению, воплощение в тирании  и деспотизме, то демократия. Это  обусловливается известным психологическим  состоянием нации, которому наиболее  соответствует тот или иной  принцип власти. Политика в деле  установки Верховной власти сливается  с национальной психологией. В  той или иной форме Верховной  власти выражается дух народа, его верования и идеалы, то, что  он внутренне сознает как высший  принцип, достойный подчинения  ему всей национальной жизни.  Современная политика еще не  вполне стабильна в своих ориентирах, целях и задачах. Обстановка  в стране еще до недавнего  времени была крайне не стабильна  и политически, и экономически  и духовно. Она напоминала Италию  ΧVI века -  в стране отсутствовало  единство. В начале 90-х годов вслед  за распадом СССР была реальной  опасность распада и России.   Парад суверенитетов, охвативший  российские автономии, привел  на грань  выхода из России  Татарстан, Чечню и ряд других  республик. В этих условиях  актуальной становиться концепция  Макиавелли о  «О гражданском  единовластии», в которой фактически  обосновываются идеи демократии. Он пишет, что есть еще один  способ, как стать государем основывается  на силе благоволения сограждан.  Единовластие становиться, как  бы гражданским, утверждается  по требованию народа. Фактически  это та ситуация которая произошла  в нашей стране в 90е годы. Старая идеология изжила себя, общество почувствовало необходимость  в перестройке существующего  уклада, т. е. фактически происходит  то, от чего предостерегает Макиавелли  правителя - власть превратилась  в тиранию и неизбежно потеряла  свою силу. «Государство незыблемо,  если правительство не дает  повода к возмущениям, если  страх подданных не перерастает  в ненависть. Целью государства  и основой его прочности Макиавелли  считал безопасность личности  и незыблемость собственности.  В условиях Советского Союза  в основе власти лежал страх.  В какой то момент он перерос в ненависть, что конечно привело к распаду существующего строя. Возможно, если руководство страной обратилось бы к наследию Макиавелли, то многих ошибок удалось бы избежать. В итоге этих ошибок произошла смена не только идеологии, формы правления, власти, но и смена всех ценностей общества. Народ выдвинул, поддержал новую власть и, т. е. власть утвердилась за счет поддержки народа, который и привел к власти новое правительство. В нашей стране находит фактическое отражение еще одна концепция Макиавелли: «Как государь должен поступать касательно военного дела». Политический курс, как СССР, так и современная Россия проводят активную военную политику. Ни для кого не секрет, что Россия обладает большой военной мощью и это признают все странны мира. Как говорил Макиавелли без хорошей армии и военной политики государство слабо и находиться в большой опасности.   В нашей стране всегда военная промышленность была на высоком уровне и финансировалась в первую очередь. Политика нашей страны направлена на укрепление военной мощи. В настоящий момент происходит реформа в армии, с целью сделать собственную армию страны боеспособной, современной и сильной. Опять же происходит отражение концепции Макиавелли в современном государстве. Одно из важнейших направлений сегодняшнего этапа реформирования российского государства - перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование модели федерации, которая отвечала бы историческим традициям и современным реалиям России. В результате образования Союза Советских Социалистических республик образовалась  сложная многоуровневая федерация, включавшая в структуре федеративных отношений и национально-территориальные образования, и оказавшиеся за их пределами территориальные образования - области и края. В качественно новое состояние российская  политика вступила после развала СССР и подписания  Федеративного договора  1992  года,  и   принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.10

 Можно выявить основные  задачи реформирования и становления  политики РФ:

в политике должна доминировать не борьба за  полноту  власти между  Центром и субъектами Федерации, а  их  конструктивное  сотрудничество.

 

 

10 - Конституция РФ, 1993г. М.: ТК проспект, 2004г.

Это можно достичь на основе баланса интересов регионов и  интересов страны в целом, через  создание  совместными  усилиями  оптимальной модели распределения полномочий  федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Современное состояние российской политики создает противоречие. В новых  условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с  федеральным  Центром, а с другой  -  сохраняют различия  в своем политическом  статусе. Очевидно, что в этом  случае  эффективность политики  будет зависеть  от  эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других  субъектов Федерации. Федерализм, как понятие не только  политическое, но и как способ организации всей общественной  жизни. Поэтому развитие федеративных  отношений  должно  включать в себя создание соответствующей  системы   государственного   регулирования, т. е. создания государственно-региональной политикой. В 90годы произошло сращивание политики и коммерции, выразившееся в коррупции. Это является большой проблемой современной политики. Основная проблема Российской политики - противоречивость ряда конституционных положений с действительностью. На деле Конституция часто расходиться не с другими законодательными актами, но и сама с собой. Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение - благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право - орудие власти и выражение силы. Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы». Эта проблема к сожалению пока не решена, но тенденции к улучшению ситуации уже есть. Центральной  проблемой  любой  политики является  проблема «разделения власти» - разграничения предметов ведения и полномочий  между  федеральными органами  власти, органами власти субъектов Федерации  и органами   местного самоуправления. В нашей стране в силу ряда причин разграничение полномочий в основном пошло не по законодательной линии, а  по линии договорных отношений между центром и субъектами Федерации, а также  по линии  блокирования  со  стороны  ряда  субъектов  Федерации  не то чтобы разграничения  полномочий  с  органами  местного   самоуправления,   но  их создания. Проблема политической культуры и политических технологий так же является немаловажной проблемой нашей страны. Макиавелли в своих размышлениях говорит: «В наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно обвести вокруг пальца. Такие государи, в конечном счете, преуспевали куда больше, чем те, кто ставил на честность». Из этого можно сделать вывод, что мудрый правитель может не быть верным данному им обещанию, если это вредит его интересам и, если больше нет тех причин, которые побудили дать государя такое обещание. И ведь если обратиться к современной политике разве не происходит то же самое перед выборами?  Каждый кандидат обещает избирателям изменить их жизнь к лучшему, но как только достигает своей цели обещания за частую не выполняются. Разве, если политик честно скажет обществу, что он не сможет улучшить его жизнь, что в первую очередь будет следовать своим, а не общественным интересам за него проголосуют? Нет! Выходит, Макиавелли был все-таки прав, когда оправдывал такой опыт, ведь, как он и говорил, что люди по своей натуре не умеют быть честными, поэтому не могут сдерживать данное ими слово. Новая власть означает и смену правительства. На этот счет Макиавелли говорит «О советниках государей». Каковы будут советники, хороши или плохи, - зависит благополучие государства. Макиавелли определяет людей по умственным способностям к четырем категориям:  негодные,  недалекие, значительные, выдающиеся. В соответствии с принадлежностью государя к первым, вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, на него никогда нельзя будет положиться. При формировании кабинета министров, президенту, конечно же, стоит обратиться к этому высказыванию, так как от этого зависит благополучие страны и качество принимаемых законов. Идеология советского времени отвергает частную собственность и проявление индивидуального - все общее, коллективное. Государственный переворот утвердил в России частную собственность. Опять же мы видим, что теория власти Макиавелли имеет актуальность и на современном этапе. Как истинный идеолог буржуазии Макиавелли объявляет незыблемость частной собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого.  Достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это, а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день".9 Самое опасное для правителя, постоянно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть. Как раз то, о чем говорилось выше.

9 - «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.

Незаметно сам для себя Макиавелли высказывает идею рыночной экономики, ставшей актуальной для  «новой» России: «В свободных землях и странах»,- рассуждал Макиавелли, - богатства все время увеличиваются: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает  и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все  граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так  и об общественных интересах и  что общее их благосостояние на диво растет". Макиавелли высказывает  один из основных законов успешной экономической политики - конкуренцию. Можно еще много говорить о переплетениях современной политики с теорией власти Макиавелли, но на мой взгляд уже достаточно ясно обозначались тенденции и проблемы развития политики современной России и связь политики современной и политики эпохи Возрождения. Конечно же, учение Макиавелли несет на себе отпечаток эпохи и невозможно для применения в политики в той степени, как много веков назад, но все-таки нельзя отрицать его актуальности в современном понимании политики и феномена власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

         Итак, рассмотрев понятие власти, проанализировав тенденции в  развитии и  аккумуляции понятия  власть - парадокс власти состоит в том, что она способна оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей. Злоупотребление властью может стать разрушительной. Уникальность власти в том, что, сдерживая общество от разрушительных сил, одновременно с этим является сама этой силой. Власть способна, как возвысить, так и уничтожить. Являясь самоцелью, как только становиться таковой, зачастую играет с её обладателем злую шутку.  Жажда власти никогда не может быть удовлетворена. Человек, достигнув власти, перестает её ощущать, стремясь к большему господству. Власть становиться разрушительной силой. Примеры этого мы можем взять из истории. Наполеон Бонапарт никогда не принадлежащий к правящей династии, все-таки добивается верховной власти во Франции, но власть вскружила ему голову. Наполеон, желая мирового господства, начинает злоупотреблять полученной властью. В итоге власть становиться разрушительной силой, не только для личности, общества, но и для многих других государств. В итоге все мы знаем, что власть низвергла амбициозного француза.  Власть отчетливо имеет свое проявление в поле социальности. Лик её размыт, действие же, наоборот, очень определённо. Можно сказать, что верховная власть выражает дух народа, его верования и идеалы, то, что он внутренне сознает, как высший принцип, достойный подчинения ему всей национальной жизни. Верховная власть, отвечает своему названию, на основе того, что является независимой, высшей формой власти. В основе такой власти управление государством и обществом. На государственную власть ложатся очень важные задачи, ведь она регулирует жизнь всего населения страны, и сбой в системе управления может привести к катастрофическим последствиям. Ни одна другая власть не обладает такой степенью ответственности. Отсюда видно, какое огромное значение имеет наука управления, в смысле знания правящими сильных и слабых сторон своего строя, и того, какие политические силы его поддерживают или подрывают. Итак, политическая власть является неотъемлемым признаком государства, являясь как бы кольцом, которое сдерживает общество от разрушения. Власть выполняет незаменимую функцию организации, управления, координации и контроля над обществом. Власть - это стержень, на котором держится государство. Но с другой власть - способ выражения интересов субъекта власти, которые не всегда совпадают с интересы общества. Так, как власть до конца никогда не будет отражать интересы общества, на мой взгляд, можно ставить вопрос лишь о «качестве» власти. Теория власти Макиавелли - это попытка объединения его родной Италии, разоренной междоусобными войнами. Таким образом, можно сказать, что для Макиавелли высшей  целью политики вообще и государственного деятеля в частности, является создание нового, жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или  поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны  - оправдывает практически любые, приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются  в  рамки общепринятой морали. Более того, для государства не важно понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане, оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой.  Ознакомившись с теорией власти Макиавелли, можно сделать очень интересный вывод. Он говорит на первый взгляд о благе правителя, но такой подход - это завуалированная забота о простом народе. Макиавелли  заботиться о благе народа, зная, что за частую простой народ оказывается за гранью милости правителя, он хитростью подталкивает правителя к мысли о народе, делая акцент на то, что если он не будет заботиться о своих подданных, то это представит угрозу в первую очередь его власти - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. В заключении можно сказать, что ядро теории власти Макиавелли основывается на трех идеях:

  1. Пусть обвиняют поступки  государей, лишь бы оправдались  результаты.

  2. Политика и мораль  должны быть разделены.

  3. «Цель оправдывает  средства». 

Исходя из этого, можно  сказать, что основа концепции флорентийского мыслителя в том, что перед  интересами государства можно принести в жертву любые нормы нравственности и морали. Достижения государственной  цели и власть оправдывает все, вплоть до преступления. Некоторые исследователи  творчества Макиавелли видят его  заслугу в  том, что он  дал  точную  и реалистическую  картину  нравов  и  мотивов  поведения  деятелей своей эпохи,  представил  политическую жизнь без  лицемерия, свойственного политикам во все  времена, назвал вещи своими именами. При  этом там, где  власти  обычно  прибегают  к лицемерию для  того, чтобы скрыть порочную суть  тех  или иных  политических действий, Макиавелли их откровенно обнажает только затем, чтобы  представить эти  пороки как скрытые добродетели.  Он  вводит в общественный обиход новую систему ценностей, в которой политическая власть, направленная на укреплении государства, становится высшим благом. Власть во все времена важное место в умах людей. Начиная с древних философов, ведется развитие понятия власть. За всю историю человечества было выдвинуто сотни теорий власти, но неизменным остается проблема справедливой и гуманной власти.  Борьба за политическую власть была и будет всегда, а будет актуальна во все времена, подталкивая ученых к новым исследованиям власти. В своей работе я провела анализ политической системы нашей страны и теории власти Макиавелли. Итогом этого исследования стала видна актуальность политических проблем государства 16 века и государства века 21, что говорит, о незыблемости проблем политики и неизменности природы человека. Философия Возрождения кажется мне более близкой, наиболее приемлемой для сегодняшнего времени. Ведь, как говорит сам Макиавелли, сущность людей не изменяется со временем. Укрепление воли к власти в современности - это и есть рождение власти как постоянно действующего, исторического воплощения. Идеи Макиавелли можно увидеть в основах нашего государства, а его наставления вполне могли бы были быть восприняты современными политиками, предотвращения многих ошибок в своей деятельности. Власть - это главное стремление человечества. Власть политически осуществляет свою деятельность в государстве в форме господства, управления, организации, контроля, используя при этом методы авторитета, права, насилия. Власть - инструмент выражения «воли государства». При самом поверхностном взгляде власть, как кажется, сводится к сети управляющих, контролирующих институтов, проявляющихся в своих функциях ограничения и регламентации социального пространства. Но при более детальном рассмотрении становиться ясно, что власть многогранна и многолика, является, как созидающей силой, так и разрушительной, при неправильном её применении. Власть дает большие возможности, поэтому борьба за неё ведется испокон веков. Политика по своей сути не может быть высоконравственной, так как подразумевает борьбу за власть, а стремление к власти рождает жестокость, интриги и лицемерие. Это отчасти является оправданием теории Макиавелли, которая отделяет политику от морали.  В любом случае, какими бы не были представления о власти, её понимание и оценка, она  всегда будет неизменной частью общества, как основное условие его существования.

 

 

 Список используемой литературы: 

1. «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.

2.Великие мыслители запада/ Пер. с англ. В. Федорина. М.: Крон-пресс, 1999г. 

3. Краткий политический словарь / под ред. Л. А. Оникова, Н.В. Шишлина - М.: Политиздат, 1989г.

4. Политология. Учебное пособие. / под. ред. Н. А. Бережкова. М.: Аиф-пресс, 2006г.

5. Большая Советская Энциклопедия. Том 19.

6 . «Государь» Никколо Макиавелли. Комментарии М. А. Андреева. М.: Худ. Лит., 1990г.

7. «Государь», комментарии. Учебное пособие/ под. ред. В. М. Юрьева

8.  Стратегическое управление И. Д. Афонсов.  Пер. с англ. - М.: Экономика, 2003г.

9. «Человек - Макиавелли» И. П. Берг. М.: Перспектива, 1997г.

10. Рассуждения о первой декаде Титта Ливия Н. Макиавелли/ пер. с истор. Р. М. Хлодовского. М. Инфро - СТ, 2002г.

11. Личность Н. Макиавелли / под. ред. Г. Н. Остапенко. М.: Юст, 1998г.

12. Конституция РФ, 1993г. М.: ТК проспект, 2004г.

13. Теория власти Макиавелли, Е. С. Вешенков. М.: Изд-во  Логос, 2005г.

14. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. «Федерализм в истории   России», М.: «Юрист», 1992 - 1993.

15. Макиавелли  Н.  Государь:  Сочинения.М.: Изд-во  ЭКСМО-Пресс.

16. Л.А. Тихомиров Монархическая Государственность, М.: Изд-во  Логос, 2007г.

www.bibliofond.ru/

www.twirpx.com/files/law/ippu/

www.kref.ru/list/ippu/

 

 


Информация о работе Понятие и сущность власти