Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа
Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своей роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители и ученые во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, где центральное место занимала проблема власти. Становление и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. Сама «власть» является сложным явлением, можно даже сказать, что «власть» - закономерный признак нашей повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся каждый день. Власть - инструмент выражения «воли государства». Реализация этой воли подкрепляет интересы политики. Я даже сказала бы, что «власть» - это своеобразный закон функционирования общества.
2.4. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики
Как уже отмечалось
выше власть, и государство имеют
тесную взаимосвязь. Борьба за
политическую власть всегда
Можно выявить основные
задачи реформирования и
в политике должна доминировать не борьба за полноту власти между Центром и субъектами Федерации, а их конструктивное сотрудничество.
10 - Конституция РФ, 1993г. М.: ТК проспект, 2004г.
Это можно достичь на основе баланса интересов регионов и интересов страны в целом, через создание совместными усилиями оптимальной модели распределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Современное состояние российской политики создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральным Центром, а с другой - сохраняют различия в своем политическом статусе. Очевидно, что в этом случае эффективность политики будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации. Федерализм, как понятие не только политическое, но и как способ организации всей общественной жизни. Поэтому развитие федеративных отношений должно включать в себя создание соответствующей системы государственного регулирования, т. е. создания государственно-региональной политикой. В 90годы произошло сращивание политики и коммерции, выразившееся в коррупции. Это является большой проблемой современной политики. Основная проблема Российской политики - противоречивость ряда конституционных положений с действительностью. На деле Конституция часто расходиться не с другими законодательными актами, но и сама с собой. Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение - благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право - орудие власти и выражение силы. Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы». Эта проблема к сожалению пока не решена, но тенденции к улучшению ситуации уже есть. Центральной проблемой любой политики является проблема «разделения власти» - разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В нашей стране в силу ряда причин разграничение полномочий в основном пошло не по законодательной линии, а по линии договорных отношений между центром и субъектами Федерации, а также по линии блокирования со стороны ряда субъектов Федерации не то чтобы разграничения полномочий с органами местного самоуправления, но их создания. Проблема политической культуры и политических технологий так же является немаловажной проблемой нашей страны. Макиавелли в своих размышлениях говорит: «В наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно обвести вокруг пальца. Такие государи, в конечном счете, преуспевали куда больше, чем те, кто ставил на честность». Из этого можно сделать вывод, что мудрый правитель может не быть верным данному им обещанию, если это вредит его интересам и, если больше нет тех причин, которые побудили дать государя такое обещание. И ведь если обратиться к современной политике разве не происходит то же самое перед выборами? Каждый кандидат обещает избирателям изменить их жизнь к лучшему, но как только достигает своей цели обещания за частую не выполняются. Разве, если политик честно скажет обществу, что он не сможет улучшить его жизнь, что в первую очередь будет следовать своим, а не общественным интересам за него проголосуют? Нет! Выходит, Макиавелли был все-таки прав, когда оправдывал такой опыт, ведь, как он и говорил, что люди по своей натуре не умеют быть честными, поэтому не могут сдерживать данное ими слово. Новая власть означает и смену правительства. На этот счет Макиавелли говорит «О советниках государей». Каковы будут советники, хороши или плохи, - зависит благополучие государства. Макиавелли определяет людей по умственным способностям к четырем категориям: негодные, недалекие, значительные, выдающиеся. В соответствии с принадлежностью государя к первым, вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, на него никогда нельзя будет положиться. При формировании кабинета министров, президенту, конечно же, стоит обратиться к этому высказыванию, так как от этого зависит благополучие страны и качество принимаемых законов. Идеология советского времени отвергает частную собственность и проявление индивидуального - все общее, коллективное. Государственный переворот утвердил в России частную собственность. Опять же мы видим, что теория власти Макиавелли имеет актуальность и на современном этапе. Как истинный идеолог буржуазии Макиавелли объявляет незыблемость частной собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого. Достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это, а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день".9 Самое опасное для правителя, постоянно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть. Как раз то, о чем говорилось выше.
9 - «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.
Незаметно сам для себя
Макиавелли высказывает идею рыночной
экономики, ставшей актуальной для
«новой» России: «В свободных землях
и странах»,- рассуждал Макиавелли,
- богатства все время
Заключение
Итак, рассмотрев понятие власти,
проанализировав тенденции в
развитии и аккумуляции
1. Пусть обвиняют поступки
государей, лишь бы
2. Политика и мораль должны быть разделены.
3. «Цель оправдывает средства».
Исходя из этого, можно сказать, что основа концепции флорентийского мыслителя в том, что перед интересами государства можно принести в жертву любые нормы нравственности и морали. Достижения государственной цели и власть оправдывает все, вплоть до преступления. Некоторые исследователи творчества Макиавелли видят его заслугу в том, что он дал точную и реалистическую картину нравов и мотивов поведения деятелей своей эпохи, представил политическую жизнь без лицемерия, свойственного политикам во все времена, назвал вещи своими именами. При этом там, где власти обычно прибегают к лицемерию для того, чтобы скрыть порочную суть тех или иных политических действий, Макиавелли их откровенно обнажает только затем, чтобы представить эти пороки как скрытые добродетели. Он вводит в общественный обиход новую систему ценностей, в которой политическая власть, направленная на укреплении государства, становится высшим благом. Власть во все времена важное место в умах людей. Начиная с древних философов, ведется развитие понятия власть. За всю историю человечества было выдвинуто сотни теорий власти, но неизменным остается проблема справедливой и гуманной власти. Борьба за политическую власть была и будет всегда, а будет актуальна во все времена, подталкивая ученых к новым исследованиям власти. В своей работе я провела анализ политической системы нашей страны и теории власти Макиавелли. Итогом этого исследования стала видна актуальность политических проблем государства 16 века и государства века 21, что говорит, о незыблемости проблем политики и неизменности природы человека. Философия Возрождения кажется мне более близкой, наиболее приемлемой для сегодняшнего времени. Ведь, как говорит сам Макиавелли, сущность людей не изменяется со временем. Укрепление воли к власти в современности - это и есть рождение власти как постоянно действующего, исторического воплощения. Идеи Макиавелли можно увидеть в основах нашего государства, а его наставления вполне могли бы были быть восприняты современными политиками, предотвращения многих ошибок в своей деятельности. Власть - это главное стремление человечества. Власть политически осуществляет свою деятельность в государстве в форме господства, управления, организации, контроля, используя при этом методы авторитета, права, насилия. Власть - инструмент выражения «воли государства». При самом поверхностном взгляде власть, как кажется, сводится к сети управляющих, контролирующих институтов, проявляющихся в своих функциях ограничения и регламентации социального пространства. Но при более детальном рассмотрении становиться ясно, что власть многогранна и многолика, является, как созидающей силой, так и разрушительной, при неправильном её применении. Власть дает большие возможности, поэтому борьба за неё ведется испокон веков. Политика по своей сути не может быть высоконравственной, так как подразумевает борьбу за власть, а стремление к власти рождает жестокость, интриги и лицемерие. Это отчасти является оправданием теории Макиавелли, которая отделяет политику от морали. В любом случае, какими бы не были представления о власти, её понимание и оценка, она всегда будет неизменной частью общества, как основное условие его существования.
Список используемой литературы:
1. «Государь» Никколо Макиавелли/ сост. Р. М. Хлодовского. М.: Инфро - СТ, 2001г.
2.Великие мыслители запада/ Пер. с англ. В. Федорина. М.: Крон-пресс, 1999г.
3. Краткий политический словарь / под ред. Л. А. Оникова, Н.В. Шишлина - М.: Политиздат, 1989г.
4. Политология. Учебное пособие. / под. ред. Н. А. Бережкова. М.: Аиф-пресс, 2006г.
5. Большая Советская Энциклопедия. Том 19.
6 . «Государь» Никколо Макиавелли. Комментарии М. А. Андреева. М.: Худ. Лит., 1990г.
7. «Государь», комментарии. Учебное пособие/ под. ред. В. М. Юрьева
8. Стратегическое управление И. Д. Афонсов. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2003г.
9. «Человек - Макиавелли» И. П. Берг. М.: Перспектива, 1997г.
10. Рассуждения о первой декаде Титта Ливия Н. Макиавелли/ пер. с истор. Р. М. Хлодовского. М. Инфро - СТ, 2002г.
11. Личность Н. Макиавелли / под. ред. Г. Н. Остапенко. М.: Юст, 1998г.
12. Конституция РФ, 1993г. М.: ТК проспект, 2004г.
13. Теория власти Макиавелли, Е. С. Вешенков. М.: Изд-во Логос, 2005г.
14. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. «Федерализм в истории России», М.: «Юрист», 1992 - 1993.
15. Макиавелли Н. Государь: Сочинения.М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.
16. Л.А. Тихомиров Монархическая Государственность, М.: Изд-во Логос, 2007г.
www.bibliofond.ru/
www.twirpx.com/files/law/ippu/
www.kref.ru/list/ippu/