Понятие и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 06:05, контрольная работа

Краткое описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Содержание

1. Введение
2. Формальное определение права как разновидности социальных норм
3. Основные концепции понимания сущности права
а) Теория естественного права
б) Нормативизм
в) Социологическое направление
4. Социальная ценность и функции права
5. Принципы права
6. Заключение
7. Список использованной литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)

       Сократ  и Платон искали в полисных законах  объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", – пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

       Гуго  Гроций источником естественного права  считал саму разумную природу человека как социального существа, которому «присуще стремление к ... руководимому собственным разумом общению  человека с себе подобными».1 Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

       Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и безопасности для всего человечества". Но в  естественном состоянии нет достаточных  гарантий соблюдения естественного  закона, поэтому необходимо общественное согласие, которое ведет к общественному  договору об учреждении государства, причем «великой и главной целью объединения  людей в государство и передачи себя под власть правительства»2 является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность. 

       б) Нормативизм 

       Право в нормативном правопонимании это - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую  систему, которая представляется в  виде лестницы, где каждая верхняя  ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

       Т.е. правом признается государственная  воля, выраженная в обязательном нормативном  акте, обеспеченном принудительной силой  государства.

       Основоположником  нормативистской теории права является Г.Кельзен

       Нормативное понимание права наиболее всего  подходит для отражения инструментальной роли права.

       Положительные черты в нормативном подходе  к праву:

       «1) Нормативный подход больше, чем какой  – либо другой,

       подчеркивает  определяющее свойство права – его  нормативность….

       2) Нормативность в данном подходе  органически связана с формальной  определенностью права, что существенно  облегчает возможность руководствоваться  правовыми требованиями.

       3) Фиксированность средств государственного  принуждения в случаях нарушения  права.

       4) Противопоставление режиму произвола  и беззаконию.

       5) Косвенная ориентация на необходимость  возведения в закон надлежащей  воли.

       6) Ориентация на подзаконное нормативное  регулирование общественных отношений  в ходе юридической практики.

       7) Признание широких возможностей  государства влиять на общественное  развитие.»1

       При включении 7) пункта в положительные  качества, нормативного подхода к  праву, следует иметь ввиду то что, государство должно выражать интересы общества, ориентируясь на такие ценности как справедливость, гуманизм, свобода  и т.п.

       Отрицательным же является в данном подходе к  праву то что «проявляется игнорирование  содержательной стороны права: положения  и степени свободы адресатов  правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствуя их объективным потребностям общественного  развития».

       Нормативный подход к праву лучше всего  служит в такие исторические периоды, которые отличаются стабильностью. 

 

        в) Социологическое  направление 

       Право в социологическом правопонимании это - реальное поведение людей, удовлетворяющее  их интересам и потребностям, это  то, что реально удовлетворяет  потребности, что должно "наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

       Основная  идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

       Социологический подход к праву «… менее предпочтителен, поскольку он скорее дестабилизирует  правовой порядок, а не укрепляет  его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового  общения….

  • отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;
  • решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, е стоящим у кормила политической власти;
  • опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.»1

       В нашей действительности данный подход к праву не приемлем т.к. «У нас  очень мало материальных, политических, юридических и моральных гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации». 

 

        4. Социальная ценность  и функции права 

       Социальное  назначение права состоит в обеспечении  функционирования общества как единого  целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных  социальных групп и отдельных  лиц. Ценность права состоит в  том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы.

       Социальная  ценность права заключается также  в том, что право является выразителем  свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное  сочетание интересов личности с  интересами общества и государства, их взаимной ответственности.

       В условиях существования разнообразных  этнических общностей право является силой, которая признана обеспечивать целостность государства и общества, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами. В  случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством  достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в  обществе.

       «…ценность  права – это способность права  служить целью и средством  для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов  граждан, общества в целом.»1

       Право является одним из ведущих средств  воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором  общественных отношений. Это регулирование  состоит в воздействии права  на общественные отношения путем  установления общих правил поведения  граждан, функционирования органов  государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, порядок  их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.

       «Функция  права - это основные направления  воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью  и социальным назначением права  в жизни общества.»2

       Целевое назначение права позволяет выделить три функции права: регулятивную, охранительную и воспитательную.

       Регулятивная  функция выражается в том, что  право регулирует общественные отношения  путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Способы регулятивного воздействия  на общественные отношения различны. Действия человека в обществе определяются с помощью установления мер дозволенного поведения или путем возложения обязанностей. Правовая норма устанавливает, какими правами обладает лицо и какие  обязанности оно должно выполнять. Например, каждый гражданин России имеет право на образование, при  этом основное общее образование  обязательно. Регулятивная функция  права заключается во властном воздействии  на поведение людей и реализуется  через деятельность правотворческих  органов, которые издают нормы права.

       «В  рамках регулятивной функции права  выделяют две подфункции: статическую  и динамическую».

       Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих  институтах, в правовых актах, в четко  урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой  устойчивого, стабильного существования  общества и выражают общую волю его  членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит  институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

       Динамическая  функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

       Важно иметь в виду что динамизм и  статика права – это две  стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой  возникают новые реальности в  материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и  характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все  эти новшества находят свое выражение  в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой  жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

       Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми  нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства  в целом. Данная функция права  реализуется путем:

       а) установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности;

       б) закрепления санкций;

       в) применения мер государственного принуждения  за совершение правонарушений.

       Так, устанавливая санкции за кражу, разбой, и т.п., государство предупреждает  о неблагоприятных последствиях. Охранительная функция права  имеет своей целью, прежде всего, предупреждение правонарушения. Однако если норма права нарушена, совершено  преступление или иное правонарушение, должно следовать наказание. Охранительная  функция направлена также на восстановление нарушенных прав, возмещение материального  или морального вреда. Реализуется  охранительная функция через  деятельность правотворческих государственных  органов, которые устанавливают  запреты и санкции, а также  через деятельность судебных и иных органов, которые применяют меры государственного воздействия.

       Право, как отмечено выше, воздействует не только на общественные отношения, но и на сознание, психику людей. Целевое  направление этого воздействия  носит воспитательный характер.

       Воспитательная  функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение  гражданами достаточных знаний о  законах и других нормативных  актах.

       Результатом воздействия воспитательной функции  права является правомерное поведение  гражданина, соблюдение им Конституции  и законов. Эта функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному  их участию в выборах, референдуме, обсуждениях законопроектов и т.д. Воспитательная функция осуществляется путем информирования граждан о  принятых нормативно-правовых актах, которые  публикуются в специальных изданиях (например, "Собрании законодательства Российской Федерации"), газетах, издаются отдельными выпусками. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации

       «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.»1, законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы не должны применяться. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Информация о работе Понятие и сущность права