Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
• конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
• показать место и роль права;
• выявить сущность права и назначение;
• изучить функции права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и основные признаки права
1.1 Основные теории права 5
1.2 Понятие и признаки права 11
Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство
2.1 Сущность права 16
2.2 Право и государство 20
2.3 Назначение и функции права 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразделяют на обще-социальные и собственно юридические. К обще-социальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что обще-социальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что обще-социальные функции права совпадают с функциями государства. Собственно же юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.
Не вдаваясь
в подробный анализ данной классификации,
отметим лишь, что деление функций
права на обще-социальные и собственно
юридические вполне приемлемо, однако
основание такого деления должно
быть иным. Выше было отмечено, что при
помощи функций можно раскрыть и
охарактеризовать как обще-социальную,
так и служебную роль позитивного
права. Вследствие этого функции
права можно рассматривать с
широких, обще-социальных и с узких,
собственно юридических позиций. Функции
права, выражающие его обще-социальную
роль, должны рассматриваться с широких
позиций и именоваться обще-
Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять и информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации. Прежде всего, они информируют людей о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных отношений и каким должно или может быть поведение участников этих отношений.
Наконец, трансляционная функция состоит в том, что, право накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.
Следует заметить, что подобные функции осуществляются и многими другими социальными нормами. В этой связи обще-социальные функции права мало, чем отличаются от аналогичных функций других социальных норм.
Функции
права, выражающие его служебную
роль, социальное назначение, должны рассматриваться
с узких позиций и именоваться
собственно юридическими функциями. Эти
функции позволяют более
Собственно юридические функции права, как уже было отмечено, обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. Такое наименование данных функций права прочно утвердилось в отечественной теории государства и права и практически никем не оспаривается. В то же время не следует забывать, что и статическая регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная функции – это определенные направления одной, единой обще-социальной функции права – регулятивной. Поэтому все эти три функции так или иначе являются регулятивными функциями права, хотя и выполняют различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений. Статическая регулятивная функция проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Вместе с этими отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, которые могут быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.). Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после их установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в нормах права. И охранительная функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности на правонарушителей и т.п.
Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная функции - это всё регулятивные функции права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую – собственно регулятивной.
Функции
права можно классифицировать и
по другим основаниям. Как и функции
государства, их можно подразделять
с учетом значимости, сферы распространения,
продолжительности
С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.
С учетом сферы распространения функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
С учетом
продолжительности
Наконец,
с учетом сфер общественной жизни
функции права можно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие выводы о праве его сущности и назначении:
1. Право
– это, прежде всего,
В основе
любой системы норм или правил
поведения лежат как
Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.
2. Право
– это не простая система
норм, а система норм, установленных
или санкционированных
Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.
Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.
Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.
Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, – пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».
По мнению автора, государство и право «настолько соответствуют друг другу, настолько едины», что вопрос о том, что из них первично что – вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Понятие и сущность права, его основные признаки