Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………………….……...5
Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России ………………………………….……………………..………6
Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации………………………………………………..………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб - политические права и свободы.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

 1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………………….……...5

  1. Система и конституционно-правовое закрепление политических  прав и свобод в России ………………………………….……………………..………6
  2. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации………………………………………………..………..9

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19

  Библиографический список………………………………………………………21 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы  человека и гражданина как базис  правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко  отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

В Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формирование истинного  уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам.

Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе  и политических, в нашей стране весьма актуальна.

Одной из важнейших задач  на данном этапе построения демократии в нашей стране, является преодоление  такого известного и весьма сложного явления как правовой нигилизм, а  также необходимость развития в  нашем обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы позволила обществу четко ориентироваться  в оценке политической и социальной деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому, что бы каждый гражданин в  нашем государстве знал свои права, права других людей, мог в них  ориентироваться, и самое главное - мог ими пользоваться в полной мере. И именно в силу этого, я считаю, крайней степени актуально изучение вопросов, касающихся прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В моей работе затронута  проблема узкой направленности в  области прав и свобод - проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно эта категория прав и свобод, на мой взгляд, в наибольшей мере показывает реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа».

Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права  не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к  тому же, в последние годы обострилась  такая проблема как пренебрежение  граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового  нигилизма.

С учётом вышесказанного, я  в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.

Объектом исследования данной работы являются права и свободы  человека и гражданина в целом, а  предметом - политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

В качестве источников, мной были использованы различные по юридической силе нормативно-правовые акты, монографии, учебники, комментарии к российскому законодательству, а также научные статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблему политических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.

Главной целью работы я  считаю, изучение института прав и  свобод человека и гражданина в нашей  стране, в частности политических прав и свобод, а также определение  статуса этих прав, рассмотрение механизма  и проблем их реализации в нашем  государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

 

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в этой статье положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это прямая обязанность государства.

Точного определения понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктрине Конституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимают права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Иными словами, политические права - это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические права и  свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства.[1] Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.[2]

Политические права и  свободы в Российской Федерации  имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная.

 

 

 

 

  1. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России

 

Как водится, под политическими  правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. М.В. Баглай [3] и Е.А. Лукашева [4] предлагают относить к политическим правам и свободам ст. 29 Конституции РФ (например: свобода мысли и слова), так как данные права выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам. Данный подход может быть обоснован с точки зрения норм международного права, которое акцентирует внимание на том, что свобода мысли и слова имели бы узкую область применения, если бы не было гарантий, обеспечивающих возможность высказать и поделиться своими идеями и убеждениями с другими членами общества. Кстати, в России право на информацию было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13).

Что касается вопроса о  системе политических прав и свобод, то она включает в себя две взаимосвязанные  подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию  в организации и деятельности государства, а также в организации  и деятельности его органов. К  этой группе, прежде всего, относится  избирательное право, право на референдум, право петиций.

Во вторую группу, составляющих систему политических прав и свобод, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека, в том числе и политическим, применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается нормами национального права. Основные политические права и свободы человека, зафиксированы в Международном Билле (ст. 20 и 21, ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 22 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах). В Конституции РФ все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, закреплены последовательно.

По территории распространения законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ.

Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права  и свободы делятся по юридической  силе:

  1. Конституция РФ (статьи 30-33).
  2. Федеральное законодательство:
    1. Федеральные конституционные законы (ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. и др.);
    2. Федеральные законы (ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 и др.);
    3. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ (Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.);
  3. Нормативные правовые акты субъектов РФ.

 

Среди нормативных правовых актов субъектов РФ высшей юридической  силой обладают уставы субъектов  и конституции республик, которые  должны соответствовать Конституции  РФ и федеральным законам. Стоит  сказать, что в соответствии с  п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся: регулирование  и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. В совместном ведении РФ и ее субъектов, согласно п. «б» ч.1. ст.72 Конституции  РФ, находятся те же основные вопросы. Это сделано для того, что бы создать определенный общефедеральный  стандарт прав и свобод человека, что  должно было бы унифицировать конституционно-правовой статус личности на всей территории Российской Федерации. Но на практике этот процесс  осуществляется едва ли. Для граждан  первостепенное значение имеют права, свободы и обязанности, закрепленные нормативными правовыми актами субъекта РФ на территории которого они проживают. [8]

Анализирую всё вышеизложенное, стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит из широкого перечня, который имеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и, следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции РФ (а именно в ст. 30-33), в федеральном законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации

Вопрос о механизме  реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах  реализации данного механизма, стоит  рассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющей конституционно-правовой статус, а в частном порядке конкретные права и свободы.

  1. Свобода слова, печати и информации.

Основой свободы печати и информации (ч. 4 ст. 29 Конституции) является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что все государственные органы и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[6] 

Часть 5 этой же статьи гарантирует свободу массовой информации и недопустимость цензуры. Эти конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.).[7]

В рамках закрепления свободы  на получение информации закон содержит оговорку о необходимости соблюдения государственной тайны (ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.)). Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.

  1. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантированная свобода деятельности общественных объединений.

Свобода объединения включает в себя право лица объединять другие лица, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида.

Данные положения были развиты в следующих федеральных  законах: ФЗ «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995 г.; ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 г и др.

Основными принципами деятельности общественных объединений являются принципы: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, при выполнении функций, предусмотренных  их уставами.

Согласно российскому  законодательству взаимоотношения  государства и общественных объединений  строятся на основе взаимного невмешательства  в их деятельность, за исключением  случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединениях без добровольного  волеизъявления недопустима[8].

Информация о работе Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации