Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа
Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………………….……...5
Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России ………………………………….……………………..………6
Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации………………………………………………..………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие политических
прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………21
Введение
В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
В Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формирование истинного уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам.
Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе и политических, в нашей стране весьма актуальна.
Одной из важнейших задач на данном этапе построения демократии в нашей стране, является преодоление такого известного и весьма сложного явления как правовой нигилизм, а также необходимость развития в нашем обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы позволила обществу четко ориентироваться в оценке политической и социальной деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому, что бы каждый гражданин в нашем государстве знал свои права, права других людей, мог в них ориентироваться, и самое главное - мог ими пользоваться в полной мере. И именно в силу этого, я считаю, крайней степени актуально изучение вопросов, касающихся прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В моей работе затронута проблема узкой направленности в области прав и свобод - проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно эта категория прав и свобод, на мой взгляд, в наибольшей мере показывает реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа».
Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постаралась раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказала о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.
Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека и гражданина в целом, а предметом - политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
В качестве источников, мной были использованы различные по юридической силе нормативно-правовые акты, монографии, учебники, комментарии к российскому законодательству, а также научные статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблему политических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.
Главной целью работы я считаю, изучение института прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, в частности политических прав и свобод, а также определение статуса этих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в этой статье положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это прямая обязанность государства.
Точного определения понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктрине Конституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимают права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Иными словами, политические права - это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические права и
свободы выступают как
Политические права и свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная.
Как водится, под политическими
правами подразумевается
Что касается вопроса о системе политических прав и свобод, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право петиций.
Во вторую группу, составляющих систему политических прав и свобод, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека, в том числе и политическим, применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается нормами национального права. Основные политические права и свободы человека, зафиксированы в Международном Билле (ст. 20 и 21, ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 22 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах). В Конституции РФ все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, закреплены последовательно.
По территории распространения законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ.
Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы делятся по юридической силе:
Среди нормативных правовых
актов субъектов РФ высшей юридической
силой обладают уставы субъектов
и конституции республик, которые
должны соответствовать Конституции
РФ и федеральным законам. Стоит
сказать, что в соответствии с
п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении
Российской Федерации находятся: регулирование
и защита прав человека и гражданина;
защита прав национальных меньшинств.
В совместном ведении РФ и ее субъектов,
согласно п. «б» ч.1. ст.72 Конституции
РФ, находятся те же основные вопросы.
Это сделано для того, что бы
создать определенный общефедеральный
стандарт прав и свобод человека, что
должно было бы унифицировать конституционно-
Анализирую всё вышеизложенное, стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит из широкого перечня, который имеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и, следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции РФ (а именно в ст. 30-33), в федеральном законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос о механизме реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах реализации данного механизма, стоит рассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющей конституционно-правовой статус, а в частном порядке конкретные права и свободы.
Основой свободы печати и информации (ч. 4 ст. 29 Конституции) является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что все государственные органы и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[6]
Часть 5 этой же статьи гарантирует свободу массовой информации и недопустимость цензуры. Эти конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.).[7]
В рамках закрепления свободы на получение информации закон содержит оговорку о необходимости соблюдения государственной тайны (ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.)). Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.
Свобода объединения включает в себя право лица объединять другие лица, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида.
Данные положения были
развиты в следующих
Основными принципами деятельности общественных объединений являются принципы: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, при выполнении функций, предусмотренных их уставами.
Согласно российскому законодательству взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединениях без добровольного волеизъявления недопустима[8].
Информация о работе Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации