Понятие правонарушения, его признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Нарастающие посткризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сферах, изменения в отношениях собственности, инфляция и бюджетный дефицит вызвали резкое снижение уровня жизни большинства населения России, чудовищное социальное расслоение, безработицу и люмпенизацию части населения, рост алкоголизма и наркомании, падение нравственности и распространение правового нигилизма. В сознании значительного числа граждан все более стирается грань между правомерным и противоправным поведением.
Криминологическая обстановка в России в процессе становления и развития рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни существенно изменилась. Рост социальных противоречий, связанный прежде всего с перераспределением собственности и имущественным расслоением населения, вызвал резкое увеличение масштабов преступности, которая не только перетерпела количественные изменения, но и приобрела негативные качественные характеристики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
3
1. Понятие правонарушения ………………………………………
5
2. Социальная природа правонарушений ………………………..
12
3. Сущность, состав, признаки и виды правонарушений …..…...
15
4. Юридическая ответственность за совершенные
правонарушения ………………………………………………...

29
Заключение …………………….…………………………………..
37
Библиографический перечень ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 3.96 Мб (Скачать файл)

 

 


 

Рис. 2. Виды правонарушений

 

 

Преступление.  Это наиболее опасное для общества виновное, наказуемое деяние, посягающее на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, прямо предусмотренные уголовным законодательством2. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также вида и размера уголовного наказания действующий в РФ уголовный закон подразделяет все преступления на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.  Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за приготовление, покушение на него. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит19.

Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Правда, некоторые ученые признают свойство общественной опасности только за преступлениями.

Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с таким видом противоправного поведения2.

В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды3.

Административно-правовые проступки – это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Административные проступки мешают нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов, посягают на общественный порядок, права и законные интересы граждан.

Гражданско-правовые проступки (деликты) – это нарушение правовых предписаний, наносящее вред урегулированным нормами гражданского прав имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами трудового, семейного, аграрного права. В отличие от преступлений в законодательстве не содержится определения и счерпывающего перечня гражданских правонарушений.

Дисциплинарные (трудовые) проступки – это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций.

Материальные проступки – нанесение рабочими или служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям.

Процессуальные проступки – неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественные доказательства и т.д.20. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме, и др.2

Международное правонарушение – это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят агрессию, геноцид, апартеид, экоцид, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относят непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, захват заложников, нарушение торговых обязательств и др21.

Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д. 2

Административное правонарушение – посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, деяния, за которые установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения закреплено в Главе 2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Там же дано уточнение относительно разграничения административных проступков и преступлений; исчерпывающе определены разновидности административных деликтов, санкции за их нарушения, установлен процедурный порядок привлечения нарушителей к ответственности. Административные проступки, обладая признаками общественной вредности, в то же время существенно отличаются от преступлений степенью вредности (опасности)3.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно и дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

В КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательства, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношение административной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета1.



Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием22.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность2.

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

 

Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.

В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком, или специально-юридическом значении юридическая ответственность интерпретируется как реакция государства на совершенное правонарушение. В указанном значении юридическая ответственность есть обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение23. Это те негативные последствия, которые применяются в отношении лица, нарушившего предписания правовой нормы2.

Из приведенных определений следует, что, юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, она базируется на таком главном свойстве права, как принудительность, что означает возможность государственного принуждения к исполнению юридических норм в случае их нарушения. Совершенно справедливо, что возможность применения государственного принуждения возникает в связи с совершением правонарушения, однако обеспеченность принудительной силой государства – это признак, присущий праву вообще, а следовательно, и каждой правовой норме в отдельности24.

Государственное принуждение выступает содержанием юридической ответственности. Рассматриваемый признак юридической ответственности в различных отраслях права проявляется по-разному. Гражданское, хозяйственное, трудовое законодательство предусматривает возможность добровольного исполнения обязанностей (возмещение причиненного вреда, «заглаживание» его силами или за счет нарушителя). Так, гражданин или предприятие, нарушившие договорные обязательства, могут в добровольном порядке уплатить установленную законом неустойку (штраф, пеню), возместить убытки. В том случае, если добровольного исполнения не последует, ответственность реализуется через суд или арбитраж. В уголовном и административном праве государственное принуждение выступает более явно и всегда реализуется через деятельность специальных органов государства2.

Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности, которая характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Эти лишения наступают как естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности. Особенность лишений (а значит, и ответственности) состоит в. том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Лицо не несло бы их, если бы вело себя правомерно25.

Негативные последствия могут быть:

а) личного характера (например, ограничение или лишение свободы, права занимать определенную должность, исправительные работы – в уголовном праве; обязанность правонарушителя принести публичные извинения за распространение ложных, позорящих сведений о другом лице – в гражданском праве; выговор – в трудовом праве; предупреждение – в административном);

б) имущественного (конфискация, штраф – в административном и уголовном праве; взыскание неустойки, пени – в гражданском праве; материальная ответственность по трудовому праву и т.д.)2, 3.

Независимо от отраслевых особенностей применение тех или иных мер юридической ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-то лишений, неприятностей для правонарушителя4, стеснение его свободы, влечет издержки имущественного характера. Значит, юридическая ответственность есть наказание. Она представляет для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало. Наказание преследует одну общую цель: оно есть средство борьбы государства с преступной волей5.

В содержание административно-правового статуса лица, привлекаемого к административной ответственности, входят те субъективные права и обязанности, которые возникают из разнообразных конкретных правоотношений и вследствие этого не являются постоянными. Индивидуальный административно-правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности, имеет большое значение для осуществления принципа индивидуализации наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, «при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность».

В соответствии с текстом Кодекса, одним из основных участников производства по делам об административных правонарушениях является «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» (ст. 25.1 КоАП)1.

В соответствии с указанной ст. 28.1 Кодекса, «дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого  протокола о применении мер  обеспечения производства по  делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

2) составления протокола  об административном правонарушении (приложение А) или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

Информация о работе Понятие правонарушения, его признаки и виды