Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, конкретизирующих её нормы в области прав и свобод человека и гражданина, а также международных актов в данной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа -14.04.2012.docx

— 151.62 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации называет первым признаком естественных прав их неотчуждаемость или неотъемлемость. Еще Гегель, давая подробную характеристику этому признаку, выделил два момента: первый – эти права никто не дарует человеку, и их нельзя у него отнять, не разрушив саму человеческую личность; второй – человек не может передать данные права, даже если у него возникнет такое желание 75.

Что касается первого положения, то оно обеспечивается установлением мер уголовной ответственности за лишение жизни или покушение на жизнь человека. Нельзя отнять то, что неотделимо, это объективный закон жизни. Между тем в России на конституционном уровне допускается смертная казнь. Если провести аналогию с гражданским законодательством, где эта простая истина проводится последовательно, в итоге получится, что об имуществе человека государство проявляет большую заботу, нежели о его естественных правах 76.

Так, в гражданском праве в случае наличия неотделимых улучшений при аренде помещения (например, капитальный ремонт) арендатор, который за свой счет произвел данное улучшение, не приобретает на него права собственности и других прав в случае прекращения действия договора аренды. Единственное, на что он вправе рассчитывать, - это возмещение расходов, и только в случае предварительного согласия арендодателя – на создание таких неотделимых улучшений. Таким образом, во-первых, арендатор сам создает данные улучшения, государство же не предоставляет человеку право на жизнь, а только признает; во-вторых, арендатор получает компенсацию, а не само улучшение; тем более государство не вправе требовать жизнь человека; в-третьих, арендатор получает компенсацию за свои расходы с предварительного согласия арендодателя, собственника помещения.

Что касается второго указанного Гегелем момента, то он имеет нормативное закрепление. П. 1 ст. 150 Гражданского кодекса в отношении нематериальных прав прямо указывает: «Жизнь и здоровье, достоинство личности... иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом» 77. Человек не вправе кому-либо передать также право распоряжения своей жизнью. Куницын А.П. говорит: «Отчуждать право, значит отказываться от свободы употреблять оное; но первоначальные права состоят в свободе располагать собственным лицом, которая нераздельна с существом человеческим» 78.

С одной стороны, естественные блага независимы от воли самой личности, стоят над ней, потому что определяются объективными законами природы. Право на жизнь - это юридическая конструкция, констатация факта. В то же время право - это всегда продукт общества, а не природы. Естественность права отличается от естественности мира природы, поскольку реализация его всегда опосредована так или иначе человеческим сознанием, волей. В связи с этим всегда возможны отклонения от нормы права, а норма может иметь отклонение от объективных законов человеческой жизни. Особенность же естественных прав, в основе которых лежат законы природы, в том, что отклонением искажается природа самого человека.

Следует иметь ввиду, что неотчуждаемость является необходимым признаком при определении естественного права, но недостаточным. Например, право на получение заработной платы, право на страховое возмещение в случае временной нетрудоспособности также являются неотделимыми от личности конкретного человека, однако это права, которые устанавливаются государством, позитивные права79. Важно отметить, социальные права нельзя передать другому человеку. Можно возразить, что пособие по уходу за ребенком может получать сейчас как мать, так и отец, на самом деле получателем здесь является ребенок, именно на обеспечение его уровня жизни предоставляется помощь государства 80.

Это подтверждает и то, что при лишении родительских прав или смерти ребенка родители утрачивают право на получение пособия.

По признаку неотъемлемости многие исследователи относят социальные права в целом к естественным правам. Например, Терещенко Н.Д. делает вывод, что поскольку «социальное обеспечение имеет социальную природу», то социальное законодательство следует распространять не только на граждан, но на всех людей, проживающих в государстве 81. Гасанову К.К. такой подход представляется не совсем верным. Он пишет, что отличием социальных прав от естественных прав является, во-первых, момент их получения. Естественные права - врожденные права, социальные права возникают уже после в силу определенных юридических фактов: инвалидность, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца и т.п. 82 Во-вторых, неотъемлемость их имеет различные основания. Неотъемлемость естественных прав связана с их неразрывной связью с природой человека, т.е. принадлежностью к человеческому роду, а неотъемлемость социальных прав определяется принадлежностью к определенной социальной группе.

Третьим признаком естественных прав является равенство. Этот признак имеет наиболее древнюю историю и соответственно более последовательно отражен как в национальном российском законодательстве, так и в международных документах. Статья 19 Конституции Российской Федерации подробно останавливается на этой характеристике. Равенство не следует понимать формально, все люди по своей сути одинаковы, иногда против этого высказываются возражения с указанием на фактическое неравенство людей, вместе с тем следует различать обязанность государства равно относиться ко всем членам общества исходя из единой природы человека и неравенства людей между собой, которое вызвано обстоятельствами жизни конкретных людей 83. «Каждый человек, кто бы он ни был, как бы ни был он ограничен в своих силах и способностях, имеет безусловное духовное достоинство и в этом своем человеческом достоинстве каждый человек равен другому» 84. То есть человеческая личность сама по себе имеет абсолютную ценность. Владимир Соловьев писал: «Каждый единичный человек, как личность, обладает возможностью совершенства, или положительной бесконечности, именно способностью все понимать своим разумом и все обнимать своим сердцем или входить в живое единство со всем. Эта двоякая бесконечность - силы представления и силы стремления и действия... есть непременная принадлежность каждого лица, в этом, собственно, состоит безусловное значение, достоинство и ценность человеческой личности и основание ее неотъемлемых прав» 85.

Следует подчеркнуть, что традиционно понимание личности в праве и в философии различается. Философия рассматривает личность как результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся» 86. Личность рассматривается как развивающийся человек, не стоящий на месте. Главной характеристикой личности выступает направленность ее сознания, ее принципы, идеалы, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью. Так, Бердяев писал: «Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то»87. На сегодняшний день правовая доктрина и законодательство большинства государств мира понимают под личностью именно по терминологии Бердяева индивида, как представителя рода человеческого. Право не интересуют уровень развития конкретного человека, его успехи в трудовой деятельности, его нравственные качества, для права имеет значение только принадлежность данного лица к представителям Homo sapiens 88. В этом появляется гуманизм современных правовых систем.

Итак, праву на жизнь присущи все три признака естественных прав, в совокупности они и определяют природу права на жизнь. Среди них базовой характеристикой является "врожденность", а ей уже сопутствуют неотчуждаемость и равенство.

Как отмечалось выше, в природе естественного права присутствуют как устойчивость, стабильность, так и историчность, динамизм. Причем первому соответствуют названные признаки, а изменяющаяся часть сводится к различным свойствам права. Свойства права представляют собой проявление вовне той вечной основы, реализацию нравственного закона сквозь призму условностей времени. Если признаки государство может только признать и защищать, то свойства оно должно устанавливать и гарантировать. На сегодняшний день можно назвать следующие свойства естественных прав: абсолютность, общепризнанность, прямое действие, конституционность, приоритетность, гарантированность и другие. Признаки должны быть непреложным законом для государства, а свойства естественных прав – это необходимые условия для реализации этого закона.

Подводя итоги, следует сказать: право на жизнь в широкой интерпретации является основополагающим естественным правом человека, так как является необходимым условием для реализации всех иных прав. Как естественному праву, праву на жизнь присущи признаки прирожденности, неотчуждаемости и равенства, которые определяют его свойства.

В эпоху реформ, как и в периоды стабильности, в жизни государства необходима основа, отправная точка деятельности всех государственных органов и должностных лиц, тогда развитие будет последовательным и устойчивым. Таким ориентиром в 90-е годы провозгласили "права человека". Но важно, чтобы ориентир стал принципом действия, а не просто политическим лозунгом. Право на жизнь в его широком понимании по своей значимости может выступать таким концептуальным основанием. Конституционное же признание сложной структуры права на жизнь, его сущностных признаков и всемерное содействие реализации свойств этого права будет способствовать как повышению ценности человеческой личности, продуманности государственной политики, так и реальному улучшению жизни отдельного человека.

 

§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями

 

Субъективная форма прав человека вмещает в себя как естественные правовые возможности человека, так и его естественные юридические обязанности. Это объясняется тем, что само субъективное право - есть юридическая мера возможного и должного поведения человека 89… Право в субъективном смысле, – пишет Матузов Н.И., – охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей... Все это составляет единое целое 90. В другой своей работе он подчеркивает, что «система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право» 91. Л.Д. Воеводин также исходит из того, что в «самом понятии субъективного права заключено диалектическое единство прав и обязанностей, их органическая связь» 92.

Конституционно-правовой статус личности, как было отмечено выше, включает в себя не только права, свободы, но и юридические обязанности. Обязанности тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. Обязанности закреплены в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.

Круг обязанностей конкретного человека и гражданина зависит от его положения, статуса и того места, которое конкретное лицо занимает в обществе. В то же время существуют обязанности, которые возлагаются уже не на какое-либо лицо, в соответствии с его статусом, а на всех лиц без исключения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, все граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы 93. По сути, эта обязанность распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Необходимо отметить, что обязанность граждан РФ не ограничивается только соблюдением Конституции страны, на них также возложена обязанность соблюдения всего действующего законодательства России,  которое включает акты не только высшей юридической силы, т. е.  соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, и возлагается эта обязанность не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и иностранные организации, которые осуществляют  хозяйственную деятельность на территории России и получают прибыль, также в этой статье сказано, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.  

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.)

На сегодняшний день основным законом, развивающим положения конституции в этой сфере, является Налоговый кодекс, первая часть которого в результате многолетней работы была принята в 1998 г. 
В Налоговом Кодексе РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.

К первым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Ко вторым относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К третьим относятся: земельный налог, транспортный налог.

Налоги и сборы субъектов РФ (региональные), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующими законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Данный принцип можно назвать универсальным, потому что он находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями: одни – в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. 

В соответствии с частью 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры 94. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение духовных и материальных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Информация о работе Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации