Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 14:06, контрольная работа
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах ( Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп.
Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей.
Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы.
Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации ( среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус.
Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению ( субъектов и не субъектов).
Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре.
Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета ( Российская Федерация )
Конституционные федерации создаются путем принятия конституции.
Конфедерация- это « государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.
Но этот союз не между народно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности( оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т.д)
При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющих в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета качается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.
Признаки конфедерации:
Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерации: Северная Америка конец 18 века, Германия середины 19 века и т.д.
4) Государственный ( политический) режим. Классификация государств по характеру государственного режима
Категория « политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века. Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы ( церковь, массовые движения) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций , форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии « государственный режим».
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании ( уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики.
На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Существуют различные классификации политических режимов, они сводятся к двум разновидностям: демократическому и недемократическому политическим режимам.
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государств только на основе и в рамках закона.
Демократия, народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином « демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально- экономические и политические права граждан независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния. Классическим образом античной демократии считаются Афины.
Недемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии.
Недемократические политические режимы, также отличаются разнообразием, однако, их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, сведение к минимуму или ликвидации каких бы то ни было политических прав , и свобод, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Недемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и военные режимы.
Авторитарный режим- это власть одного человека или группы людей.
Авторитарный режим – это политический режим, сохраняющий монополию власти и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону. Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.
Тоталитарный режим- крайняя форма авторитаризма.
При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей.
Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.
Тоталитарный режим можно подразделить на:
Фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.
Они различаются степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.
Военный режим - политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка ( хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.
Признаки военного режима:
Ясно, что форма государства приобретает не только теоретическое и первостепенное практически - политическое значение. От того, как организованна и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Форма государства имеет весьма существенный политический аспект.