Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:17, доклад
Сгруппировав существующие в правоведении взгляды на понятие юридической практики, можно выделить три их группы. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П. Казимирчук, Ю. И.
Гревцов). Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, относит к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И.
Вильнянский и др.). И, наконец, третья позиция, которая представляется наиболее предпочтительной, — когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта (В. К. Бабаев, В. И.
Леушин, В. П. Реутов и др.).
Введение.
1. Понятие юридической практики.
2. Структура юридической практики.
3. Виды юридической практики.
4. Функции юридической практики.
5. Задачи и проблемы юридической практики в области законотворчества.
1. Понятие законотворчества.
2. Стадии и структура правотворческого процесса.
3. Законотворческий процесс.
4. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития.
5. Проблемы регионального правотворчества.
6. Законотворчество в сфере Internet.
6. Основные тенденции развития Российской правовой системы на рубеже
тысячелетий.
Заключение.
Список использованной литературы.
В культуре законотворчества аккумулируются:
разносторонние знания действительности,
ее истории и перспектив развития; специальные
знания о праве, законе и законодательной
технике, умелое их использование в практической
деятельности по созданию законов и их
реализации. Овладение этими знаниями
и их использование в процессе законотворчества
позволяют создавать научно обоснованные
и технически совершенные законодательные
акты, в полной мере отвечающие назревшим
и назревающим потребностям общественного
прогресса. Законодатель, следовательно,
должен обладать всесторонними и глубокими
знаниями, постоянно пополнять их в повседневном
общении с народом, обогащаться его мудростью.
И для того, чтобы переложить все эти знания,
народную мудрость и свой собственный
жизненный опыт на язык закона, ему следует
овладеть мастерством законотворчества,
профессионально использовать приемы
законодательной техники.
Динамизм экономических, политических
и социально культурных потребностей
современного общества выдвигает все
новые и новые задачи правового опосредствования
соответствующих общественных отношений.
Многогранность и глубокая социальная
обусловленность этих задач наглядно
обнаруживается уже простым перечислением
проблем, встающих перед законотворчеством,
а именно необходимостью:
- исследования различных
- выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
- использования в процессе
- проведения сравнительного
- постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
- определения связи, соответствия и взаимодействия
проектируемого закона с данной правовой
системой в целом и, прежде всего, с Конституцией;
- совершенствования организационных
форм, процедуры создания закона и т.д.
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.
Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.
Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
5.2. Стадии и структура
Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом.
Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений, ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь, на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами.
Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах".[4]
С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования - это то социальное пространство, которое подвержено действию права.
- сфера возможного /потенциально/ регулирования;
- сфера необходимого регулирован
- сфера законодательного
- сфера правореализующего
Границы государственного воздействия
могут быть рассмотрены с двух сторон:
его возможности и его необходимости.
Верхний предел правового регулирования
общественных отношений является пределом возможного.
Отношения, находящиеся за ним, находятся
вне досягаемости государственной власти,
и регулируются иными, не правовыми нормами
/природные факторы, закономерности общественного
развития, уровень экономики и т.д./.
Нижняя граница /необходимость вмешательства/ определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Следует иметь в виду, что нарушение государством границ, пределов правового регулирования приводит, в конечном счете, к нарушению эквивалентного характера отношений, равенства их участников.
Говоря о правотворческой деятельности
государства, следует обратить внимание
на то, что она является частью процесса
правообразования.
Характеризуя этот процесс, следует отметить,
что есть, прежде всего, перевод объективных
законов общественного развития на язык решений, облеченный
в соответствующую юридическую форму.
«Обычно сложившаяся в жизни норма реального
поведения предшествует правовым предписаниям.
В законе часто закрепляется то, пишет
В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя
на практике, сформировалось как оптимальная
форма поведения».[5]
Закономерно было бы рассматривать правотворчество
как часть процесса правообразования.
Правотворчество - сложное социальное
явление, имеющее управленческую природу.
Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный
процесс - это сознательная, целенаправленная
деятельность, осуществляемая через право
и правовые нормы.
Говоря о право творчестве как о явлении
социальном и юридическом, нельзя его
ограничить лишь изданием нормативных
актов. Оно охватывает более широкий круг
процессов: подготовка нормативного акта,
выявление потребностей в правовом регулировании
тех или иных правообразующих общественных
отношений, направление и характер регулирования.
Существуют факторы, которые оказывают воздействие на формирование
права и которые находятся вне каждого
отдельного закона и предшествуют ему.
Есть некий источник, лежащий вне понятийного
права, как совокупность факторов, которые,
будучи внешними, по отношению к правовой
деятельности, ориентируют, не ограничивая
деятельность законодателя определенными
рамками, придают ей научный характер.
"Комплексный подход к правотворчеству
требует развития реальных связей между
различными явлениями, участвующими в
формировании права, осуществляющих переход
от материальных факторов к сознанию и
от него - к правовым нормам",[6]- считает
А.Нашиц.
Правотворчество - основное, начальное
звено механизма правового регулирования.
Оно начинается тогда, когда необходимость
нововведений уже назрела и их направление
уже определено общественным развитием.
На этом этапе в процесс правообразования
вступают компетентные государственные
органы. Согласно традиционной точке зрения,
правотворчество - это деятельность государства,
направленная на создание юридических
норм.
Р.Лукич определяет "правотворчество
как комплексную деятельность, состоящую
из операций, которые являются разновидностью
умственной деятельности, и каждая из
которых, выполняется различными способами
и методами".[7] В этом случае правотворчество
толкуется как юридически неформализованная
деятельность человеческого разума, т.к.
она так или иначе, направлена на создание
юридических законов. По определению А.С.Пиголкина
правотворческий процесс представляет
собой "порядок осуществления юридически
значимых действий по подготовке, принятию
и опубликованию нормативного акта, которые
процессуально оформлены, юридически
опосредованы, носят официальный характер".[8]
На основании изложенного попытаемся
дать определение правотворчества.
На мой взгляд, это организационно-оформленная деятельность государства
по возведению, закона государственной
воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом
регулировании общественных отношений
и создания в соответствии с потребностями
новых правовых норм, замена и отмена действующих.
Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии /этапы/.
Становление правовой системы - это длительный
процесс, который происходит поступательно,
т.е. через создание отдельных нормативных
актов.
Нормативный акт - это завершающее звено
и непосредственный результат правотворческой
деятельности. Соответственно, правотворческий
процесс есть порядок последовательных
операций, в результате которых в правовую
систему вливается новый элемент.
Логично было бы сделать вывод о том, что в процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д. Собственно правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами.
Как любая процессуальная деятельность
правотворчество представляет собой официальный
порядок осуществления юридически значимых
действий.
Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных
взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия
нормативного акта, т.е. соответствующие
права и обязанности. Это обязанность
подготовить и обсудить законопроект,
право внести его на рассмотрение правотворческого
органа, право этого органа рассмотреть
проект и вынести по нему решение и т.д.
Возникшие правоотношения носят как государственно-правовой
/законодательная инициатива, принятие
закона и т.д. /, так и административно-правовой
характер /дача поручения подчиненному
органу подготовить проект/.
Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.
В какой бы форме это решение не выражалось, оно является юридическим актом, который создает права и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т.е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности.