Понятия и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости от каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Содержание

1.Введение с 2 - 3
2. Формы государства с 3 - 16
3. Понятия и признаки государства с 16 - 18
3.1. Публичная власть с 18 - 21
3.2. Государственный суверенитет и суверенитет народа с 21 - 23
3.3. Территориальная организация населения с 23 - 27
3.4. Функционирование посредством права с 27 - 28
3.5. Аппарат управления и принуждения с 28 - 31
3.6. Казна с 31 - 33
4. Функции государства с 33 - 35
5. Заключение с 35
6. Список литературы с 36 - 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГиП.docx

— 3.26 Мб (Скачать файл)

Основываясь на административно –  территориальном устройстве субъекта Российской Федерации, построение системы  указанных органов вместе с тем  может обладать особенностями, обусловленными характером возлагаемых на данные органы управленческих функций. Как правило, территориальные подразделения  федеральных органов создаются  в наиболее крупных территориальных  образованиях субъекта Российской Федерации. Следует так же отметить, что их организация (как, впрочем, и административно  – территориальное устройство в  целом) во многом базируется на традиционной, сложившийся на протяжении многих десятилетий  ещё в советский период развития Российского государства системе  территориального деления краев, областей и других субъектов Федерации  на районы, города (входящие в состав района либо непосредственно в состав субъекта Федерации), районы в городах. Например, согласно п.1 Положения о  федеральном казначействе РФ, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.08.93 №864 (с последующими изменениями и дополнениями) территориальные органы федерального казначейства создаются в городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах.48

По общему правилу государственная  территория является неотчуждаемой. В  случае купли – продажи земельного участка, расположенного на территории определенного государства, он переходит из собственности одного лица в собственность другого лица, но его государственная принадлежность не изменяется. Однако из правила неотчуждаемости государственной территории существует множество исключений. Так, часть территории  может быть передана другому государству в результате добровольного соглашения либо принуждения. Принудительная передача государственной территории является результатом военных действий, а добровольная имеет место в случае продаже территории либо безвозмездной уступки.49

3.4. Функционирование  посредством права.  

Государство и право возникло одновременно, между ними существует неразрывная  связь, они воздействуют взаимозависимо и дополняя друг друга. При отсутствии права государства не имеет нормативного основания для выдвижения, каких  – либо требований к субъектам  правоотношений.

Гражданское общество предполагает широкий  идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в  деятельности государства. Люди от природы  неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Таким образом, многообразие представляет естественным состоянием общества. Как это соотносится  правовым государством? В большинстве  конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через  закрепление прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ возводит принцип идеологического многообразия в ранг конституционного строя (данная статья закреплена в Главе 1 «Основы  конституционного строя»).50

Субъекты Российской Федерации  в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно определяют систему  органов государственной власти, их структуру, полномочия, порядок формирования. Конституция устанавливает лишь некоторые общие правила, которым  должны следовать субъекты РФ. Обращаясь  к уставным документам субъектов  РФ, можно выявить разнообразие системы  организации региональных органов  государственной власти.

Для нормального функционирования органов государственной власти разных уровней необходимо четкое разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъекта Российской Федерации. Этот принцип закреплен в ст. 5 Конституции РФ. Его смысл заключается в наделении субъектов РФ всей полнотой власти за пределами ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. При этом используются два правовых способа: конституционный и договорный. 51

В свою очередь государство в  целом и его отдельные элементы оформляются посредством права, отдельные нормы которого содержат необходимый для нормального  функционирования государственных  органов набор их прав и обязанностей. Без юридического оформления никто  не знал бы, какой орган, чем должен заниматься и является ли он вообще государственным.

В случае нарушения закрепленных в  праве обязательных предписаний  государство применяет меры принуждения  к нарушителям с целью восстановления правопорядка и самосохранения.52

3.5. Аппарат управления  и принуждения.

Орган государства – это звено  государственного аппарата, участвующее  в осуществлении определенных функций  государства и наделенное в этой связи властными полномочиями:

53

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости  от различных критериев:

 Принципы организации и деятельности государственного аппарата – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов: 54 55

Такой аппарат представляет собой  группу задействованных на постоянной основе людей, в обязанности которых  входит выполнение функций по управлению обществом. При этом аппарат управления состоит именно из людей. Если в управлении общественными делами не задействован ни один человек, то нельзя вести речь о наличии на данной территории государства. Должности в государственном  аппарате замещается различными способами, в частности, путем избрания, назначения, захвата, продажи. 56

Основным признаком государства  является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов  вооруженных  людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки.57

Составной частью аппарата управления является аппарат принуждения, который  представляет собой государственный  орган, специализирующиеся на законном применении силы. Как правило, представители  аппарата принуждения вооружены, и  им не только предоставляется право  на применение силы к нарушителям  государственно-властного распоряжения, но вменяется это в обязанность. 58

3.6. Казна

Ни одно государство не может  функционировать без использования  финансовых ресурсов. Государству финансы необходимы для покрытия различных расходов, в частности на содержание территориальной, производственной и пограничной инфраструктуры, военно-промышленного комплекса, потребности внешней политики, выплату жалования государственным служащим и рабочим, организацию воспроизводства населения и поддержание качества его жизни и т.д.

В современном государстве казна  представляет собой особым образом  сформированные и структурированные  организационные образования, называемые бюджетами и внебюджетными фондами.59

Как известно, закон (решение) о бюджете  содержит ведомственную структуру  расходов, то есть перечень главных  распределителей средств бюджета  с указанием объема выделенных им бюджетных ассигнований на исполнение конкретных бюджетных обязательств. Таким образом, все бюджетные  обязательства распределяются по главным  распорядителям средств бюджета. 60

На протяжении всей истории развития государства особо важно значение для его содержания имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые  и взимаемые государством с граждан  и юридических лиц.

Каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и  организацией государственных займов. Порядок их деятельности, равно как  и определение размеров, видов  и порядка взимания налогов, регулируется специальными законами.61

Даже в тех случаях, когда  у государства по определенным причинам нет собственных средств для  финансирования своих расходов либо они крайне недостаточны, казна государства  не перестает существовать, а пополняется  за счет внутренних заимствований. Поэтому  и в том случае, если государство  не может себя самофинансировать  в должном объеме, функционирует в долг, такой признак  государства, как наличие казны, не устраняется.62

4. Функции государства.

 Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможность с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. 63

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе.64

65

В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функции государства». Наиболее распространенное понимание функции государства  как основного (главного) направления  его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства.66

67

Каждая функция государства  имеет свое особенное содержание, которым является его целенаправленная деятельность в конкретной сфере  общественных отношений.

Особенностью функций государства  является их формально – юридическое  закрепление, а их осуществление  происходит в специальных организационных  формах: правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной и организационной.68

Заключение.

 

На основании выше изложенного раскрывает понятие и признаки правового государства в целом.  Обобщив использованный материал можно сделать вывод, что правовое государство обслуживает потребности общества, то есть:

1.Обеспечивает управлением общества.

2. Обеспечивает реальность прав личности (создание условий для её свободного развития).

3. Защиту права личности в  международных отношениях.

4. Защиту своей территории от  внешнего нападения.

5.Взаимную ответственность государства и личности.

6.Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

7. Контролирует исполнение законов.

Список литературы.

  1. Пьянов Н.А. Сибирский Юридический Вестник – 2002 г. №3
  2. Афонькин В.Н. Правовое регулирование административно-территориального устройства РФ (http:// www.ni-journal.ru/archive/2005/n6_ 2005//pravo605/afonkin605/)
  3. Байтин М.И. Правоведение -2002. №3
  4. Рогожина Е.А. адъютант кафедры Конституционного права Санкт-Петербургского Университета МВД России. Журнал Научных публикаций аспирантов и докторов. Понятия и признаки органов Исполнительной власти.
  5. Рачинский В.В. аспирант Башкирского Государственного Университета. Журнал Научных публикаций аспирантов и докторов. Ответственности субъектов публичной власти. http://www.yurclud.ru/docs/pravo/0303/2.html
  6. Сауль С.В.  Журнал «Юрист» 2005 г. №28
  7. Жигуленков М.В. Журнал «Право и политика» 2001 г, №5.
  8. Кустарев А. журнал «Pro et Contra» 2006 №4. «Государственный суверенитет в условиях глобализации»
  9. Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки», 2002.  №2
  10. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3591
  11. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №46, ст. 4459
  12. Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, №35, ст. 3320
  13. Журнал «Право и Защита» №11 2008 г. Рубрика «Каждый имеет Право»
  14. Журнал «Право и Зашита» №10 2008 г. Рубрика «Каждый имеет право»
  15. А.В. Малько Теория Государства и Права в схемах, определениях и комментариях (с24)
  16. А.Н. Чашин  Теория государства и права (с 102)
  17. М. Н. Марченко Теория Государства и права (с 296)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 А.В. Малько Теория Государства и Права в схемах, определениях и комментариях (с24)

2 А.Н. Чашин Теория государства и права (с 102)

3 М. Н. Марченко Теория Государства и права (с 296)

4  А.В. Малько Теория государства и права 2-е издание (с300)

5 Сибирский Юридический Вестник – 2002 г. №3 Пьянов Н.А.

6 Сибирский Юридический Вестник -2002 г №3 Пьянов Н.А.

7 Сибирский Юридический Вестник.-2002.-№3 Пьянов Н.А.

8 А.В. Малько Теория Государства и Права в схемах, определениях и комментариях (с24)

9 М.Н. Марченко Теория Государства и Права 2-е издание (с306)

10 А.В. Малько Теория Государства и Права в схемах, определениях и комментариях(с25)

11 А.Н. Чашин Теория Государства и Права 2008 г.  (с107)

12 А.Н. Чашин Теория Государства и Права 2008 г. (108)

13 А.В. Малько Теория Государства и Права в схемах, определениях и комментариях

14 В.Н. Афонькин Правовое регулирование административно-территориального устройства РФ (http:// www.ni-journal.ru/archive/2005/n6_ 2005//pravo605/afonkin605/)

15 В.Н. Афонькин Правовое регулирование административно-территориального устройства РФ (http:// www.ni-journal.ru/archive/2005/n6_ 2005//pravo605/afonkin605/)

16 А.В. Малько Теория Государства и права в схемах, определениях и комментариях. (с25)

17А.В. Малько Теория Государства и права в схемах, определениях и комментариях. (с26)

 

18 Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки», 2002.  №2

19 А.Н. Чашин Теория Государства и права (с113)

20 А.В. Малько Теория Государства и права в схемах, определениях и комментариях (с27)

21 А.В. Малько Теория Государства и права в схемах, определениях и комментариях (с27)

22 А.Н. Чашин Теория Государства и Права (с112-113)

23 М.Н. Марченко Теория Государства и Права (с48)

24 Байтин М.И. Правоведение -2002. №3

25 Марченко М.Н. Теория Государства и Права (с54)

26 Байтин М.И. Правоведение -2002. №3

27 А.Н Чашин Теория Государства и Права (с56)

28 А.В. Малько Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. (с 15)

29 А.Н. Чашин Теория Государства и Права (с 56)

30 М.Н. Марченко Теория Государства и Права (с55)

31 Рогожина Е.А. адъютант кафедры Конституционного права Санкт-Петербургского Университета МВД России. Журнал Научных публикаций аспирантов и докторов. Понятия и признаки органов Исполнительной власти.

Информация о работе Понятия и признаки государства