Для правового прогресса характерно
явление правовой гармонизации:
между правами личности и ее обязанностями;
между провозглашенными (декларированными)
правами и правами, реально осуществимыми,
гарантированными законом и всей
социально-политической системой общества
и государства; между отношением
массового правосознания к ожидаемым
законодательным новациям и реально
складывающейся законодательной практикой;
между декларируемой законом
презумпцией знания закона и реально
фиксируемым социальными «замерами»
уровнем правовой информированности;
между правовой политикой государства
и эффективностью действия права, юридических
учреждений государства прежде всего;
между увеличивающимся количеством профессиональных
юристов в обществе и общим ростом правосознания
и правовой культуры общества и отдельных
его групп; возрастанием числа и «стоимости»
правоохранительных структур и уровнем
общественной безопасности, состоянием
борьбы с преступностью и правопорядка;
между декларируемым и реальным, фактическим
правопорядком.
С социально-политической, гуманитарной
стороны правовой прогресс состоит
в таком развитии права в мировой
истории, при котором с его
помощью утверждаются общечеловеческие,
общедемократические ценности, начала
законности, противостоящие произволу
и беззаконию, формируется демократическое
гражданское общество, неотъемлемым элементом
которого становится право, сильное и
эффективное. Решающим показателем прогресса
в этом отношении является развитие гуманитарного
содержания права, его многоступенчатое
движение от права сильного к праву гражданского
общества. (Следует заметить, что правовой
прогресс охватывает не только собственно
право, но и все элементы правовой системы,
включая применение права, правосудие,
правовую культуру.)
Со специально-юридической
стороны происходит постепенное
накопление правовых ценностей, прогрессивных
элементов юридической культуры.
Здесь обнаруживается ряд объективных
закономерностей, раскрывающих
предназначение права как явления цивилизации
и культуры. Наиболее существенной из
них, прослеживаемой в качестве общей
тенденции на протяжении всей многовековой
его истории, является движение от запретительно-дозволительного
к преимущественно дозволительному регулированию,
к прочному утверждению статуса автономной
личности и соответственно повышение
удельного веса в правовой действительности
субъективных прав, в частности перенос
в правовом регулировании центра тяжести
на юридические механизмы, действие которых
связано с доминирующим значением юридических
дозволении, выражающих степень гарантированности
свободы поведения автономной личности,
упрочение ценности частного права.
Конечно, данная закономерность
— не более чем тенденция. К
тому же она нередко приобретает
узкоклассовую ориентацию, оборачивается
такой расстановкой прав и обязанностей,
при которой права сосредоточиваются
в руках определенной группы господствующих
индивидов.
И все же особенности права
связаны, в основном, с выражением и юридическим
обеспечением социальной свободы, активности,
ответственности участников общественных
отношений.
Определяющее значение здесь
имеет и гуманитарное содержание
права, и с этой точки зрения —
особенности и достоинства права
гражданского общества, среди которых
приоритетная роль принадлежит таким
гуманитарно-правовым ценностям правового
прогресса, как фундаментальные
права человека, обретающие непосредственное
действие, частное право, независимое
правосудие. [6, c.50].
2.1 Право как ценность
Исходным для понимания
права являются его особенности
как институционного образования. Благодаря
своей институционности, право обладает
рядом высокозначимых свойств: общеобязательной
нормативностью, формальной определенностью,
высокой обеспеченностью и другими,
раскрывающими его миссию существенной
социальной силы общества, носителя
значительной социальной энергии.
Особенности права:
- Возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль здесь играет нормативность права отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Это позволяет добиться такого состояния жизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаково действует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.
- Это возможность или способность достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. Здесь главная роль принадлежит другому свойству права — его формальной определенности. Хотя именно с этим свойством права в значительной мере сопряжена его формализованность, закрепление юридических норм в письменных источниках, все же следует уделять повышенное внимание самой этой определенности. Ведь как раз она раскрывает то, что правовое регулирование имеет четкие границы, показывает — и это особенно важно — предназначенность, предопределенность предмета, характера возможного или необходимого поведения. Нетрудно увидеть, насколько это существенно для права, для требований законности. Правовое регулирование вследствие этого приобретает многие черты, которые делают его высоко социально ценным: оно способно охватывать все необходимые формы социальной жизни. Это касается как запретов и позитивных обязываний, т. е. юридических обязанностей, связанной с ними юридической ответственности, так и дозволений, т. е. субъективных прав.
- Возможность достигнуть гарантированного результата.
Рассматриваемая особенность
права выражается в позитивных
юридических обязанностях и
в высокой степени их обеспеченности,
опирающейся на государственное
принуждение. В принципе эти качества
позволяют рассчитывать на то, что
в итоге интенсивного использования
правовых средств наступит запрограммированный
ожидаемый эффект. Связь с
прямым государственным воздействием
придает этой стороне ценности права
противоречивый характер и имеет
определенные негативные последствия.
Да и вообще, лишь
некоторые исходные точки отсчета
для более широкой и многогранной
характеристики того, что
можно ожидать от права,
от эффективного использования
его потенций при всей сложности,
разнозначимости юридического воздействия
на жизнь общества.
А сейчас
дополнительно нужно отметить,
что ценность права
не исчерпывается возможностями
или способностями, заложенными
в его свойствах. Не менее
существенно то, что право представляет
собой элемент общественной
жизни, не только призванный
реализовать ряд основополагающих
требований цивилизованного общества,
но и вбирающий в себя ценности
цивилизации и культуры.
Более того, он сам становится
такой в высшей степени значимой
ценностью, что решающим образом
зависит от стадии «восхождения»
права, характера и
глубины его гуманитарного
содержания. Это и связано как
раз с характеристикой
права в качестве социального
феномена, обладающего инструментальной
и собственной ценностью.
В силу самого
хода исторического развития
право сложилось во взаимодействии
с государством как нормативное
институционное образование, имеющее
набор весьма эффективных свойств,
прежде всего общеобязательную нормативность,
формальную определенность,
высокую государственную обеспеченность.
Иными словами, возник довольно мощный
регулятивный феномен, обладающий
значительной социальной энергией. Возник
и обрел относительную самостоятельность,
оторвался от непосредственных
причин, его породивших, стал существовать
как таковой.
А это означает,
что оказалось возможным
использование права с
его свойствами как орудия,
инструмента, средства для
решения разнообразных задач;
использование различными
субъектами социальной жизни
— и государством, и церковью,
и общественными объединениями,
и гражданами.
На первом месте
стоит здесь государство: Как
уже отмечалась, право нельзя
рассматривать в качестве
продукта государственной власти,
хотя формирование свойств права
и его применение происходило с
государственным участием. Но именно
то обстоятельство, что такое
участие довольно значительно и
что зависимость права от государства
— непреложный факт, и вызывает
у последнего постоянное
стремление поставить этот
мощный регулятивный инструмент себе
на службу. Эта тенденция,
как показывает исторический опыт,
прекращает свое императивное действие
лишь в гражданском обществе, когда
конструктивными элементами права
становятся институты, независимые
от власти (права человека и
др.).
Но особенно существенно,
пожалуй, то, что в обстановке
действительной демократии право
может стать инструментом и
в руках граждан, отдельного
человека (в основном через
институты правосудия, иные
формы обеспечения прав человека).
Именно тогда право достигает
наиболее высокой по современным
стандартам ступени развития
— становится правом развитого
гражданского общества.
Иной аспект
проявления инструментального
характера ценности права
состоит в том, что оно является
опосредующим звеном при реализации
других высоко значимых ценностей
— товарно-рыночных институтов,
управления, демократии, морали, культуры,
средством их воплощения в
жизнь.
В данной
плоскости право и выступает
как высокоэффективный и
целесообразный социальный регулятор.
В обществе в условиях цивилизации
нет другой такой системы социальных норм,
которая смогла бы обеспечить (причем
на началах, сочетающих нормативное и
индивидуальное опосредование поведения
людей) целесообразное регулирование
экономических, государственно-политических.
организационных и ряда, иных отношений,
реализуя при этом демократические,
духовные, нравственные ценности.
Право обладает такими свойствами,
благодаря которым возможно ввести в социальную
жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную
по содержанию, гарантированную государством
систему типовых масштабов поведения,
функционирующую постоянно и непрерывно
во времени. И потому в цивилизованном
обществе именно право является одним
из главных инструментов, способных обеспечить
организованность общественной жизни,
начала общественной дисциплины,
нормальное функционирование всего
общественного организма, действенность
социального управления.
Следовательно, право как
высокоэффективный и целесообразный
социальный регулятор — это, прежде
всего, служебная ценность, т. е.
ценность, выступающая в качестве
инструмента, орудия, средства,
обеспечивающего функционирование
других социальных институтов
(государства, социального управления,
морали и пр.), иных социальных
благ.
Вместе с тем
важно подчеркнуть, что
право имеет и собственную
ценность, которая в демократическом
обществе приобретает доминирующее
значение.
Самым общим
образом собственную ценность
права можно определить
как выражение и олицетворение
правом социальной свободы и
активности людей на основе
упорядоченных отношений
и в соответствии со
справедливостью, необходимостью
согласования воли и интересов
различных слоев населения,
социальных групп. Иными словами,
право в идеале —
это ценность, которая не
присуща никакому другому
социально-политическому явлению,
ценность упорядоченной
социальной свободы, справедливости.
В этом своем качестве
право может предоставлять
людям, их коллективам в виде
субъективных прав простор для
свободы, для активности в
поведении, и в то же время
оно направлено на то, чтобы
исключить произвол и своеволие,
противостоять им, сообразовать
поведение с нравственностью,
со справедливостью. Если же
исходить из идей естественного
и частного права, фундаментальных
прав человека, основополагающих
демократических правовых принципов,
то позитивное право вообще
становится таким выражением
свободы, которое противостоит
политической власти, ее произволу.
Положение о
том, что право обладает
собственной ценностью, имеет
важное научное и практическое
значение: сама постановка вопроса
таким образом предупреждает против недооценки
права, против сведения его роли
к функции только «инструмента». Это положение,
в частности, ориентирует на
то, чтобы в условиях прогрессивного
социально-политического строя,
все более утверждающегося гражданского
общества и другие социально-политические
институты (прежде всего государство,
его органы), в свою
очередь, «настраивались» на правовые
начала, на олицетворяемую правом
упорядоченную социальную свободу.
Помимо
всего прочего, господство в
обществе правовых идеалов и
ценностей заключается в том, что та или
иная жизненная проблема, социальная
ситуация получает решение при помощи
правовых средств (именно правовых),
причем таких, которые, действуя в сочетании,
во взаимосвязанном комплексе,
сориентированы на юридические дозволения,
на субъективные права, на
то исконно правовое, что открывает
простор для свободы и активности
в поведении — главных показателей
и проявлений прогресса
в области общественных отношений.
Ценность права
выражается как в общих
характеристиках, раскрывающих его
значение, место в жизни
общества, так и в
том, что существуют отдельные
правовые ценности.
Правовые ценности —
это конкретные социально-правовые
явления, правовые средства и механизмы.
К ним относятся:
- конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины; правды при решении юридических вопросов;
- фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;
- особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.
Особый пласт правовых
ценностей относится к частному
праву. Цивильные институты собственности,
сделок, разнообразных договорных
обязательств — все эти и
аналогичные институты обеспечивают
высокий правовой статус автономной
личности, приоритетную юридическую
значимость индивидуальной воли.