Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно. Это является целью моей работы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.11 Кб (Скачать файл)

Введение

В данной работе я бы хотела охарактеризовать различные стороны  правовой жизни и правового прогресса  современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей  всего государства,  без которых, в принципе, существование государства не возможно. Это является целью моей работы.

В данной работе будут представлены такие понятия как  «правовая  жизнь», «гражданское общество», «государство», «право» и «ценность права», а так же, о немаловажном понятие современного государства – «молодёжь»,  т.к. она  является  наиболее социально активной и перспективной частью общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовая жизнь

Правовая жизнь понимается как совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена  действующим правом и в этом смысле представляет собой упорядоченные (предусмотренных) нормами права действия. Правовая жизнь как явление «богаче, насыщеннее» права. Жизнь вообще не укладывается в системы правил, даже не достаточно жестких; к тому же правила имеют свойство конкретизироваться в соответствии с новыми требованиями и обстоятельствами действия и искажаться в зависимости от способа истолкования и социальной потребности людей действовать так, а не иначе. «Так возникает феномен ненормативности, сосуществующий рядом с нормой, но реализующий себя как вызов, нарушение, то, что происходит против установленного и принятого правила» (А. И. Демидов). Действительно, правовая жизнь рождает новые правовые идеи, модели поведения, не укладывающиеся в существующие юридические нормативы, но отвечающих прогрессивным потребностями социального развития и таким образом требующие своего признания, легализации средствами права. Эффективное законодательствование как раз и основывается на своевременном познании (обнаружении) таких моделей, эталонов поведения и деятельности участников правового общения, уточняя в соответствии с ними действующие нормы, приводя их в соответствии с реальной жизнью, жизненными отношениями. Правовую жизнь можно рассматривать как сферу осуществления права, его потенциала, творческой роли или, образно говоря, жизнь права, его бытия. Как однопорядковое понятиям общественной, экономической, культурной, духовной, религиозной жизни, понятие правовой жизни используется для обобщенной оценки правовой обстановки в конкретно-исторических условиях, деятельности и правового поведения социальных групп, слоев и отдельной личности. Правовая жизнь позволяет оценивать условия, в которых она существует и детерминирующие ее условия: тип правовой системы, состояние законодательства, уровень правовой культуры и правовой активности, правовой менталитет общества и его отдельных общностей, режим законности и правопорядка, в целом правовую атмосферу общества, правовые ожидания и реальное поведение людей в правовой сфере, характер действия права, отношение власти к праву, и др. Можно сказать, что правовая жизнь отображает особенности и уровень правовой действительности, отношение субъектов к праву, правовым учреждениям и меру удовлетворения ими средствами права своих интересов.

В то же время  правовая жизнь как научное понятие  не сливается с другим сопредельным понятием — «правовая действительность». Поэтому, строго говоря, правовую жизнь  нельзя оценивать как «все формы  юридического бытия». Правовая жизнь  отражает особенности правовой действительности, или бытия права, в той части, которая характеризует жизнь  права, а точнее, правовую активность взаимодействующих в социальном пространстве субъектов права. Вполне закономерно, что категория «правовая  жизнь» получила обоснование в трудах ученых, занимающихся проблемами действия. Введение данной категории в научный  оборот как раз и связано было с необходимостью оценить движение права с точки зрения социального  субстрата — личности, человеческих коллективов. Именно в этой плоскости  и следует, очевидно, оценивать значение феномена правовой жизни. Правовая жизнь — социально-правовая категория, являющаяся предметной областью социологии права, которая «развертывает» свою сущность в ряду таких понятий как «правовое развитие», «социально-правовая среда», «правовая активность», «действие права», «правовой прогресс» и др.

Как составная  часть общественной жизни, правовая жизнь непосредственно вовлечена  в решение общественных задач и ее организация подчинена их реализации. Правовая жизнь может рассматриваться как на уровне общества, так и отдельных его общностей и даже отдельной личности; она дифференцируется по пространственному принципу (правовая жизнь государства, отдельных его территорий), временному (правовая жизнь современного общества и прошедших правовых эпох); по уровню правового развития общества (правовая жизнь правового общества и неправового, с тоталитарным наследием) и др.

 

    1. Гражданское общество

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных  отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных  и иных структур, которые развиваются  в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории  человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским  обществом. Последнее возникает  в процессе и в результате отделения  государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное  право и государство.

Представления о гражданском  обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через  экономические, правовые и другие отношения  получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В  их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.

Главным признаком и основой  гражданского общества является законодательное  закрепление юридического равенства  людей на основе наделения их правами  и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень  реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

Базовые или первичные потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Эти потребности удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

И высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

 

3. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства

 

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и  государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами. Таким образом, правовое государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности  сочетает в себе интересы и потребности  различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между  ними, которые могут дополняться  противоречиями между частными и  государственными интересами. Снимать  остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую  социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом  государство. Без государства гражданское  общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные  процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

  Понятие «гражданское общество» и « правовое государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Гражданское общество на современном  уровне человеческой цивилизации —  это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими  отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными  государством.

 

    1. Правовая культура

Правовая культура есть общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

 

В зависимости от носителя правовой культуры различают три  ее вида:

  • Правовая культура общества.

Это разновидность общей  культуры, представляющая собой систему  ценностей, достигнутых человечеством  в области права и относящихся  к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового  прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права; она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода активности и в  целом для правовой культуры личности.

 

  • Правовая культура личности.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень  усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как  о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих  способностей и социальных качеств  на основе правового опыта.

 

  • Правовая культура группы.

В научной литературе нередко  встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры —  правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

 

 

Роль правовой культуры в жизни общества

Согласиться с этим с позиции  науки нельзя. Правовая культура, как  уже отмечалось ранее, не есть нечто  обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена  с последней, и, следовательно, в  той или иной степени присуща  как обществу в целом, так и  отдельным индивидам.

Информация о работе Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества