Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно. Это является целью моей работы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.11 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие  правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в  нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще.

Если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и  правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию  аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

 

 

2.3 Молодёжная  политика

При определении общенациональных приоритетов в нашей стране обязательно учитываются интересы молодежи. На государственном уровне создаются условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы. Определить программу действий государства и общества в этой области, механизмы решения этих задач призвана государственная молодежная политика. Данный термин определяется как система направленных на поддержку молодых граждан в возрасте до 31 года политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации потенциала молодежи в различных областях жизнедеятельности общества.

Молодежная политика является составной частью государственной  политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Республики Беларусь. Ее реализация - одно из приоритетных направлений  деятельности белорусского государства.

В Республике Беларусь молодежь в возрасте до 31 года составляет более 2,5 миллионов человек, то есть четвертую  часть населения. Это определяет значимость проводимой государством молодежной политики.

Основными целями государственной  молодежной политики являются:

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- использование инновационного  потенциала молодежи для дальнейшего  развития Беларуси;

- реализация общественно  значимых инициатив, общественно  полезной деятельности молодежи, молодежных общественных объединений  [4;23].

Фундаментом законодательной  базы в области государственной  молодежной политики в Республике Беларусь является Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). В частности, статья 32 Конституции Республики Беларусь гарантирует молодежи право на духовное, нравственное и физическое развитие. В статьях 45,47, 49, 64, 92 молодежи гарантируется право на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В свою очередь на государство возложена функция создания необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Одним из основополагающих законов в осуществлении государственной  молодежной политики является Закон  Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 года, изменения внесены 9 июля 1997 года). Он устанавливает основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие молодежных объединений, является правовой основой развития других актов законодательства, регулирующих механизм реализации молодежной политики. Законом определяется и особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав и обязанностей.

Вопросы реализации государственной  молодежной политики находят отражение  в ряде других Законов Республики Беларусь и нормативно-правовых актах  Президента Республики Беларусь, Совета Министров, решениях местных законодательных  и исполнительных органов.

В нашей стране большое  внимание уделяется и развитию молодежного  движения, созданию и функционированию общественных объединений молодежи. Работа в данной сфере ведется  в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке  молодежных и детских объединений  в Республике Беларусь» (принят 9 ноября 1999 года). Данный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений на республиканском и местных уровнях в объеме целевого финансирования из средств республиканского и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов Республики Беларусь. Действие данного Закона не распространяется на молодежные и детские религиозные организации, молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.

В настоящее время в  Беларуси действуют около 140 молодежных и детских организаций. Из них - 17 включены в государственный реестр по поддержке молодежных организаций.

Необходимо отметить, что  в Республике существует практика ведомственного и регионального финансирования молодежной политики. Так, например, государственная  служба занятости обеспечивает комплекс мер, позволяющих регулировать процесс  обеспечения занятости молодежи.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об общих началах  государственной молодежной политики в Республике Беларусь» формирование и проведение в жизнь политики в данной отрасли осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Советом Министров, местными Советами депутатов, местными исполнительными  и распорядительными органами, государственным  органом по делам молодежи.

Функции государственного органа по делам молодежи возложены на Министерство образования, в структуре которого с мая 2004 года функционирует управление по делам молодежи.

Координацию деятельности в  сфере молодежной политики на уровне местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют отделы по делам  молодежи.

В республике сложилась определенная система работы по подготовке законодательной  базы в области государственной  молодежной политики. В первую очередь, данная система предполагает осуществление  тесного контакта непосредственных участников реализации государственной  молодежной политики с законодательной ветвью власти. Во-вторых, проведение ряда социально-политических, социологических исследований по изучению актуальных проблем молодежи на республиканском, региональном и ведомственном уровнях. В-третьих, системный анализ законодательной базы и сопоставление его с практикой реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

В этой связи в республике проводятся научные исследования проблем  молодежи, семинары, встречи и совещания  с участием представителей всех ветвей власти и общественных организаций, заседания круглых столов, пресс-конференции, молодежные конгрессы, студенческие форумы. Тематика реализации государственной  молодежной политики находит свое отражение  в средствах массовой информации, в том числе в современных  средствах массовой коммуникации (интернет).

Таким образом , исходя из проведенного анализа законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь, среди важных ее направлений можно назвать:

  • Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание молодежи, формирование у нес системы позитивных ценностей и ориентации.
  • Решение демографических проблем и, в первую очередь, укрепление института семьи в обществе.
  • Обеспечение равного доступа к качественному образованию молодежи из сельской местности.
  • Поддержка талантливой молодежи, молодых ученых и развитие научно-технического творчества.
  • Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта (развитие системы доступного спорта)[2; 6- 11].

С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаются новые требования к реализации государственной молодежной политике, а именно:

  • инициатива молодых: потенциал развития Беларуси, в т.ч. содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления, активизация позитивной деятельности молодежных и детских общественных объединений;
  • инновационность: разработка новых технологий работы с молодежью с учетом социальных и возрастных особенностей;
  • информативность, в т.ч. интерактивное взаимодействие государственных структур и молодежи в информационных сетях, создание всебелорусского молодежного информационного портала;
  • интеграция и сотрудничество: определение приоритетности государственной молодежной политики в межведомственном взаимодействии, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств;
  • разработка молодежных разделов в коллективных договорах трудовых коллективов;
  • наличие обратной связи и диалог с молодежью: организация встреч, «круглых столов», проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив;
  • стимулирование создания общественных объединений рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах молодежи и др.

Основой системы работы с  молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром социальных институтов: семья, общественные организации, СМИ и др.) - социальные и возрастные группы молодежи [6; 36-37 ].

 

 

 

 

Заключение по главе 1

Правовую жизнь можно  рассматривать как сферу осуществления  права, его потенциала, творческой роли или, образно говоря, жизнь права, его бытия. Это одновременно и  совокупность многообразных форм правовой активности участников регулируемых правом отношений. В правовой сфере субъекты представлены в различном качестве: истцов и ответчиков, наследодателей и наследников, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, свидетелей и  обвиняемых, избирателей и депутатов, законопослушных граждан и правонарушителей, кредиторов и должников и т.д.

Так же важно в правовой жизни значение гражданского общества, т.к. на нём строится основа права  и государства.  Гражданское общество осуществляет, можно сказать, контроль над тем как в дальнейшем будет  развиваться право, потому что оно  существует на основании того, что  требует это самое общество.

Не малое значение приобретает  и молодёжная политика.  Наше государство  делает всё возможное, чтобы молодежь развивалась, создавая различные организации для самореализации. Моё мнение, в том, что это правильный подход, ведь он неё зависит дальнейшее развитие государтва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Правовой прогресс

 

Правовой прогресс — объективный, закономерный, характеризующийся восходящей направленностью процесс правового развития общества, его социальных групп и личности. Категория правового прогресса отражает направленность и качественно возросший уровень протекающих в политико-правовой сфере общества процессов; повышающуюся роль права в решении общесоциальных задач и в правовой жизни каждого человека, его (права) возросшую ценность и авторитет; тенденции дальнейшего укрепления правовой государственности; распространение удельного веса правовой активности граждан и представителей властных структур в общем массиве юридически значимого поведения и деятельности; реальную обеспеченность прав и свобод граждан.

Правовой  прогресс отображает характер и уровень  правового развития общества, его  поступательно-стадиальное движение от менее совершенных к более совершенным формам правовой жизнедеятельности, от менее развитой к более развитой правовой культуре и правовой системе. Это прогресс права (наличие развитого современного законодательства, отвечающего принципам демократического устройства общества), культура правового общения населения и власти, межличностных и групповых взаимоотношений, господство закона над случаем и усмотрением, правовая ментальность, правовое сознание в целом, предрасполагающее к цивилизованным формам достижения фактических целей, правомерному образу организации поведения и деятельности, толерантные позиции и действия в отношении власти и в отношении к другим индивидам, относящимся к иным идентификационным социальным группам. Правовой прогресс отображает доступ новых социальных групп населения к правам и свободам, усиление гарантий прав и свобод, их реализуемости и т.д.

Правовой  прогресс, несомненно, связан с качеством  правового инструментария, его доступностью для всех без исключения использовать правовые средства для решения личных, корпоративных и публичных интересов.

Правовой  прогресс характеризует высокую  правовую информированность населения, профессионально-юридическую компетентность должностных лиц государства, высокий  престиж юридических учреждений, их социальную востребованность и социальную пользу. Прогрессивное развитие общества предполагает наличие развитой системы  профессионально-юридического образования, реально существующую возможность приобретения юридических знаний и беспрепятственного получения нужной правовой информации. С прогрессивным правовым развитием общества, следовательно, связаны его демократизм, открытость, развитость институтов и систем гражданского общества.

Информация о работе Правовая жизнь и првовой прогресс современного общества