Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:49, контрольная работа
Цели и задачи контрольной работы предопределяются следующими основополагающими положениями. Право — феномен мировой цивилизации, в рамках которого сформировалось и действует множество современных правовых и политических систем. Чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходимо такое философское понимание права, позволяющий соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации, с культурой общества. Именно для обозначения связи этих и иных факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специальных юридических характеристиках национального права.
Цели и задачи контрольной работы предопределяются следующими основополагающими положениями. Право — феномен мировой цивилизации, в рамках которого сформировалось и действует множество современных правовых и политических систем. Чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходимо такое философское понимание права, позволяющий соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации, с культурой общества. Именно для обозначения связи этих и иных факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специальных юридических характеристиках национального права.
Через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Кроме этого, такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это чрезвычайно важно для углубления представлений о природе права, закономерностях его развития, генезисе и свойствах.
В современном мире каждое государство имеет свое право. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право. Существует также и международное право. Призванное урегулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные внешнеторговые отношения. Познание сущности и социальной природы права обусловливает выявление общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права. Национальная правовая система включает в себя всю совокупность правовых явлений и процессов, действующих в отдельно взятой стране. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывает наличие некоторых типов, которые не так уж много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи.
Рис.1. Определение правовой системы.
Правовая семья - группа правовых систем, объединенных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от других правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.
Таблица 1. Правовые семьи современности.
Автор, основания классификации |
Виды правовых семей |
Р.Давид идеологический критерий: философская, религиозная, культурная база, концепция правосудия, доктрина юридико-технический критерий: источники права, структура права, роль систематизации. |
Романо-германская семья Англосаксонская семья Семьи социалистического права и др.правовые системы (мусульманского права, |
К.Цвейгер, Х.Кейтц правовой стиль: - историческое происхождение и развитие правовой системы; - господствующая юридическая - правовые источники; - идеологические факторы. |
Романская семья Германская семья Скандинавская семья Семья общего права Право стран Дальнего Востока Семья исламского права Семья индусского права |
А.Х. Саидов формационный, исторический и нормативный критерии: - исторические особенности; - структура правовой системы; - система источников права; - способ производства. |
Буржуазный тип права: Романо-германская семья Скандинавская семья Семья общего права Дальневосточная правовая семья Латиноамериканская семья Социалистический тип права: Советская правовая система Правовая система социалистических государств: - Европы -Азии Правовая система республики Куба |
Аспекты изучения правовых и политических
систем выступают предметом
По вопросу типологии правовых и политических систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии — идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.
В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.
В современном мире обычно различают следующие правовые и политические системы:
1) национальные правовые системы;
2) правовые семьи;
3) группы правовых систем.
Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан. По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют:
1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;
2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);
3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;
4) судебная и иная юридическая практика;
5) механизм правового регулирования;
6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);
7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле);
8) правоотношения;
9) законность и правопорядок;
10) правовая идеология;
11) субъекты права;
12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;
13) иные правовые явления,
Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи. Существуют и другие отличные точки зрения.
В общем определении правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:
общего права; романо-германскую;
обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);
славянскую.
Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и — группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).
Романо-германская (континентальная) правовая система включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы-Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран, а также ряда неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой семьи.
Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопределило и целый ряд других аспектов их сходства и общности.
Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют единичную структуру. Право делится на частное и публичное. Различные национальные системы права включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты, объединяющие группу однородных норм права.
Особенностью романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла, и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.
Такое понимание природы и характера нормы права лежит и в основе романо-германской концепции нормативно-правового акта, нормативно-правовой деятельности государства и соответствующей кодификации действующего права.
Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты - это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых норм.
Действующее право стран романо-германской семьи отличаются большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменить в нужном направлении.
Романо-германское право – это писано право, состоящее в основном из писано оформленных нормативно-правовых активов (законов и подзаконных актов).
Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – это закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.
Высший юридический силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государства), которая является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов осуществляют специальные конституционные суды.
Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.