Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

В данном реферате мы рассмотрим такие актуальные вопросы как :
-понятие правового государства
-основные черты правового государства
- признаки правового государства

Содержание

Введение………………………………………………………………2
2.Понятие правового государства…………………………………..4
3.Основные черты правового государства……………………..…8
4.Признаки правового государства…………………………………27
5.Заключение……………………………………………………………30
6.Список используемой литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории государства и права.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

1.Введение………………………………………………………………2

2.Понятие  правового государства…………………………………..4

3.Основные черты правового государства……………………..…8

4.Признаки правового государства…………………………………27

5.Заключение……………………………………………………………30

6.Список  используемой литературы……………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы  правового государства всегда волновали  передовых людей, прогрессивных  мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы - что такое правовое государство? когда появилась его идея и как она развивалась? каковы его основные признаки и черты? каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, смысл и содержание идеи правового  государства не были одинаковыми  у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Если у  одних, например, идея такого государства  ассоциировалась в конечном счете  с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с  использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело  как раз наоборот.

При частной  собственности, заявлял, например, в XVI в. известный гуманист, лорд-канцлер  английской монархии и автор первого "коммунистического" произведения "Утопия" Томас Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о  благополучии всего общества, ни о "наилучшем  устройстве государства". "При  неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, - вещал  автор устами своего героя Рафаила  Гитлодея, - я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем  иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства  о своих личных выгодах". Они  измышляют и изобретают всякие способы  и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что "стяжали разными мошенническими хитростями", а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату "работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их как вьючный скот". Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, "значит также от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами".

Подобные  взгляды и суждения, впрочем, как  и противоположные им по своему характеру  подходы, многократно встречаются  и развиваются и в последующие  столетия. Однако не в них сейчас дело, а в простой констатации  того непреложного факта, что независимо от представлений о правовом государстве (или как бы оно ни называлось), существование последнего неизменно  ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности, добра и справедливости. Разумеется, понимаемыми и защищаемыми  прежде всего с позиций интересов  власть имущих, а затем уже остальных  слоев и классов общества.

В данном реферате мы рассмотрим такие актуальные вопросы  как :

-понятие правового государства

-основные  черты правового государства

         - признаки правового государства

В реферате была  использована  литература: "Теория Государства и права»  учебник   Н.И. Матузов, А.В. Малько Юристъ, 2004; Лазарев В.В. «Общая теория права и государства»  Москва 1996г.; М.И.Абдулаев «Теория государства и права» учебник 2004 г. Москва; Хропанюк В.Н. «Теория государства и права»  Москва 1996г.; Патолкин А.С. «Общая теория права»  Москва 1995г.; Учебное пособие по теории государства и права  Диаконов В.В. Allpravo.RU. – 2004; Марченко М.Н. «Теория государства и права»  Изд-во Проспект 2006г.

 

 

 

 

1.Понятие правового государства

Правовое  государство – это организация политической власти, создающая условия наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его  социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация  суверенной публичной власти.1 Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. 2

Понятие государства  неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень  важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат  социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой  материально-предметное воплощение соответствующих  объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство  не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Второе. В  процессе познания нельзя смешивать  понятие (или определение) и понимание  государства. Одно из назначений определения  государства состоит в том, чтобы  выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в  различных сферах жизни общества и человека. Определение государства  лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства  в методологическом плане требует  выработки развернутой системы  понятий и определений, в которых  находят свое научное выражение  и фиксацию различные стороны  исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная  власть, государственный аппарат, государственный  орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую  и целостную систему понятий  и определений различных сторон государства, то есть создать своего рода его конкретный теоретический портрет.3

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций  понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных  людей с принудительно установленным  мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения  только органам государства" (Н. Коркунов); и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает  то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых  отличий государства такие его  важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под  государством соединение людей под  одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое  государство и далеко не всегда в  своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно  обеспечивает интересы преимущественно  лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей  и т.п., что важно учитывать  при рассмотрении сущности данного  конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории4.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его  социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация  суверенной публичной власти5. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Вопросы правового  государства широко обсуждаются  и в наше время. Основная причина  такого внимания к правовому государству  заключается не только в гуманизме  самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

3. Основные черты правового государства

Характеризуя  правовое государство, следует иметь  в виду, что, несмотря на специфические  особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством.

Что это означает? Во-первых, то, что оно не отождествляется  и не растворяется в обществе или  в системе других общеполитических организаций. А, во-вторых, что оно  помимо своих собственных, специфических  признаков и черт обладает, как  и любое иное государство, общеродовыми признаками и чертами.

По сравнению, например, с негосударственными организациями  оно обладает публичной властью, выступает как официальный представитель  не только правящих, но и всех остальных  слоев общества.

Правовое  государство как особое звено  политической системы общества располагает  специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными  принципами образования и функционирования и объективно необходимых для  выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются  и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

Далее. Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций - составных  частей политической системы общества - располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему  возможность оперативно управлять  всеми отраслями рыночной или  плановой экономики, оказывать эффективное  воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными  полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.

Из практики общественно-политической жизни СССР известно, что некоторые общественные организации в лице своих высших органов в отдельных случаях  также издавали юридические акты и осуществляли постоянный контроль за их строгим и неуклонным соблюдением. Например, профсоюзы вместе с органами Госгортехнадзора и Санитарного  надзора осуществляли контроль за деятельностью  государственных органов в области  социального страхования. Кроме  того, они осуществляли контроль за соблюдением на предприятиях и учреждениях  техники безопасности, за соблюдением  трудового законодательства.

Все общественные организации в лице их высших органов  обладали, согласно Конституции СССР, правом законодательной инициативы.

Все это говорит  о том, что общественные организации, так же, как и различные государственные  органы в СССР, имели, а в некоторых  государствах имеют и сейчас в  своем распоряжении юридические  рычаги воздействия.

Однако в  отличие от юридических средств  воздействия, находящихся в распоряжении различных государственных органов, последние имеют весьма ограниченный характер. Они возникают у общественных организаций не в силу природы  данных объединений, а в силу предварительной  или последующей санкции самого государства. Иными словами - в результате наделения общественных организаций  правом издания юридических актов  уполномоченными на то государственными органами.

И последнее. Правовое государство, так же, как  и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого  государства суверенность государственной  власти правового государства заключается  в верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным  организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и  в построении отношений с другими  государствами.6

Обладая суверенитетом, правовое государство организует само себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения.

Названные черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Но каковы особенности первых по сравнению со вторыми? Чем отличается правовое государство от неправового? Какие черты характеризуют его?

Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность правового  государства, как верховенство закона. В соответствии с данным принципом  ни один государственный орган, должностное  лицо, коллектив, государственная или  общественная организация, ни один человек  не освобождаются от обязанности  подчиняться закону. Причем когда  речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а  в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего  органа государственной власти и  обладающий высшей юридической силой.

Информация о работе Правовое государство