Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

vidy_federatsy_kursovaya марата одногр.docx

— 76.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение…………………………………………………………………........3

Глава 1. Федерация  и федерализм

    1. Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6

          1.2. Принципы  построения федераций......................................................14

Глава 2. Классификация  федераций и федерализма

2.1. Виды федераций и   модели федерализма..............................................22

 2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29

            Заключение………………………………………………………………...38

            Список использованной литературы…………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих десятилетий  не теряют своей актуальности в теоретическом  и практическом плане проблемы административно-территориального устройства государств. До сих пор существует множество терминологических проблем в определении таких явлений, как федерализм и федерация; исследователи не приходят к единому мнению о классификации моделей федерализма и видов федераций. Кроме того, недостаточно внимания уделяется авторами одному из основных вопросов: по какой причине государство выбирает ту или иную форму административно-территориального устройства и почему федеративные государства настолько разнообразны и не похожи, что ученые не могут единодушно согласиться ни с одной из десятков предложенных классификаций и выделяют в общей сложности до 60 видов федераций (в некоторых работах их называют «моделями федерализма»).

Все вышеизложенное предопределило выбор темы и актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются такие общественно-правовые явления как федерация и федерализм.

Предметом исследования выступают  такие аспекты изучения федерализма  и федерации как их  виды и  модели, их соотношение, принципы построения федераций.

Целью  работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие  конкретные задачи:

    1. выявить  сущность  понятий федерализм и федерация;
    2. произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
    3. определить основные федеративные модели;
    4. определить основные виды федераций;
    5. охарактеризовать принципы построения федераций;
    6. произвести сравнение американской и российской модели федерализма

Характеризуя состояние  научной разработанности темы необходимо подчеркнуть, что отдельные ее аспекты изучались представителями различных наук – политологами, философами, правоведами, социологами, экономистами, специалистами других направлений, что вполне оправдано комплексным характером проблемы. Необходимо прежде всего отметить значимость исследований, посвященных общей теории федерализма, основным параметрам развития федеративных отношений, выявлению их особенностей на федеральном и региональном уровнях.

Полезным для исследования в историческом контексте было изучение   взглядов и представлений на федеративное устройство и федерализм, изложенных в трудах отечественных мыслителей и ученых: декабристов, Бакунина М.А., Гумилева Л.Н., Данилевского Н.Я., Златопольского Д.Л., Ковалевского М.М., Костомарова Н.И., Кропоткина П.А., Кутафина О.Е., Ненарокова А.П., Семигина Г.Ю., Черепнина Л.В., Чичерина Б.Н., Ященко А.С.

 Теоретической основой  исследования послужили работы отечественных исследователей, изложенных в коллективных монографиях и персональных трудах.

Речь идет о таких авторах, как Абдулатипов Р.Г., Авакьян  С.А, Аринин А.Н., Бабурин С.Н., Валентей С.Д., Глигич-Золотарева М.В., Добрынин Н.М., Иванов В.Н., Конюхова И.А., Панкевич Н.В., Пастухов В.Б., Осипов Г.В., Столяров М.В., Черепанов В.А. В них нашли отражение  концептуальные взгляды авторов на сущность федерации и федерализма.

Настоящее исследование состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Федерация  и федерализм

1.1.Федерация и федерализм: понятие и соотношение

Для  современной юриспруденции  весьма актуальным является  как  определение сущности дефиниции  «федерация», «федерализм», так и  анализ соотношения между этими  двумя категориями.  Современная  наука  обосновывает различные подходы  к дефиниции «федерация». При  этом термин «федерация» может обозначать самые различные государственно-правовые явления. Так, Циссар приводит три варианта понимания федерации. «Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение; англ. federation; фр. federation): 1) в многонациональных  государствах форма государственного устройства, при которой несколько  государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Субъектами федерации  являются входящие в ее состав государственные  образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием; 2) государство, основанное на началах  федерации; 3) составная часть названия международной или национальной общественной организации».1

Многие авторы дают определение  федерации как союза (объединения) государственных образований, а  то и государств. Так, например, В. Любащиц  считает, что «федерация… представляет собой союзное государство, состоящее  из множества (как, например, Россия и  США) или нескольких (Канада) государственных  образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех  или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника – волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и  государств-членов – с другой».2

Ещё ряд авторов обосновывает понимание федеративного государства  уже не как союз государств и государствоподобных  образований, а как их объединение, или организацию, частью которой  являются подобные  образования.Подобное понимание федерации обосновывает и Д.Ковачев в наиболее популярном исследовании по проблемам федерации  в зарубежных странах. «Федерацию следует  понимать, как единое государство, состоящее  из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной  властью общих для всех членов  федерации задач».3

С точки зрения Н.И. Глазуновой, «федеративное государство, или  федерация, – одна из основных форм организации государства, сложная  структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных  образований,  обладающих  конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом».4

С точки зрения М. Баглая, «федеративное государство –  более сложное государство, чем  унитарное. Составные части этого  государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определённые признаки государства».5

Э. Тадевосян считает, что  «федерация…– одна из основных форм политико-территориальной  организации государства, сложная  структура которой состоит из двух или более государств или  государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом».6

Наиболее последовательно  концепцию федерации как совокупности государств, или государствоподобных образований, обосновал В. Перевалов, который понимает под федерацией  «сложное, союзное государство, части которого являются государствами или государствоподобнымиобразовани-ями, обладающими суверенитетом».7

 Таким образом, Перевалов  обосновывает концепцию полного  суверенитета субъектов федерации,  по сути, отождествляя субъект  федерации с самим государством.

Но подобные концепции  довольно уязвимы для критики. По нашему мнению:

1. Понимание федерации  как совокупности государств  или государствоподобных образований  нельзя считать универсальным,  так как отнюдь не во всех  федеративных государствах субъекты  имеют статус государств. Так,  например, согласно ст. 5 Конституции  РФ только республики имеют  статус субъектов федерации. Все  иные субъекты лишены такого  статуса. А, например, Конституция  Индии и вовсе не определяет  статус штатов как государств. Похожая ситуация и в Германии. Основной закон Германии не  определяет, что земли имеют статус  государств. Хотя конституции таких  земель, как Бавария, Гессен, называют  земли государствами, но, с точки  зрения Б. Страшуна, «правовая  доктрина ФРГ не выработала  по этому вопросу единой точки  зрения. Представляется, что земли  нельзя считать государствами  в общепринятом значении этого слова».8

Что же касается государствоподобных  образований, то наука не выработала даже чёткого подхода к данной дефиниции. Фактически в рамках государствоведения приводится только один пример государствоподобного образования – это государство  Ватикан;

2. Признание субъектов  федерации государствами логично  ведёт к признанию за ними  суверенитета (что прямо обосновывает  Перевалов). Но это ведёт к признанию   принципа двойного суверенитета, что, по нашему мнению, противоречит  основополагающей теории суверенитета, если под суверенитетом понимать  верховенство государственной власти  внутри страны. Кстати, в мировой  конституционной практике, констатирует В. Чиркин, существуют два подхода к вопросу о государственном суверенитете  федерации и её субъектов.

 «В федерациях, основанных  на союзе государств-членов, суверенитет  исторически может принадлежать  и федерации, и каждому субъекту. В федерациях же, построенных  не на союзе государств-членов, а на автономии их составных  частей, суверенитет принадлежит  только федерации». 9Очевидно, что последнее положение было принято за основу при вынесении постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности ряда положений Конституции республики Алтай. В этом постановлении, в частности, говорится, что Конституция РФ «не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет РФ в силу Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».10

Таким образом, мы ставим под  сомнение трактовку федеративного  государства как объединения  государств или государствоподобных  образований.

Другая группа концепций  определяет федерацию через его  структуру, и специфику по сравнению  с иными формами государственно-территориального устройства и через специфику  его задач. Так, Н. Матузов считает, что федеративное государство есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач.11

В.Н. Лысенко понимает под  федерацией такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит своё воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где  гармонически сочетаются интересы всего  федерального государства, его субъектов  и граждан этого государства». 12

М. Марченко вообще считает, что наиболее продуктивным является путь «решения вопроса об определении  понятия федерации с помощью  выделения и анализа её специфических  признаков, её черт».13

 В целом это адекватная  концепция, которая может быть  использована при анализе проблем  федерации.

Обобщая вышеназванные концепции, можно прийти к выводу, что под  федерацией следует понимать сложное  государство, административно-территориальные  единицы которого являются субъектами федерации, в рамках данного государства  существует двойная система законодательства органов государственной власти, двухканальная система налогов  и осуществляется разграничение  компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Наряду с понятием «федерация», выделяется и понятие «федерализм». Существуют различные подходы к пониманию данной дефиниции. Одни авторы определяют федерализм как одну из характерных черт и проявлений государственного управления и их структур.

Так, Н. Глазунова считает, что «федерализм – это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и её субъектов»14

 С точки зрения Глазуновой, к сущностным признакам федерализма  относятся: государствоподобный характер объединённых в единое  государство территориальных единиц – субъектов федерации;  конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ  без их согласия. К основным признакам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральных конституций и конституций субъектов федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности её субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование. С точки зрения Р. Натана, «федерализм – это такая форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие  с определённым уровнем коллективного единства и делает это таким путём, при котором региональные правительства играют вполне определённую роль». 15

Информация о работе Правовое государство