Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма
Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41
Укрепление вертикали
государственной власти в России
способствовало тому, что к концу
1999 г. заключение новых договоров
было приостановлено, а с 2002 г. начался
процесс прекращения действия заключенных
договоров по соглашению сторон (в
настоящее время большая часть
из заключенных договоров
Действующее законодательство
изменило и порядок реализации договорного
способа разграничения
Для заключенных ранее
и пока действующих договоров
и соглашений установлено, что если
до 8 июля 2005 г. они не будут утверждены
федеральным законом или
С разграничением властных
полномочий между центром и регионами
нормативно смысл заключения договоров
в значительной степени утрачивается.
Основное назначение внутригосударственных
(равно как и
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1.Виды федераций и модели федерализма.
Различая такие явления, как «федерализм» и «федерация», необходимо разрабатывать их классификации. В «федерациях» можно выделять их «виды», а в «федерализме» — «модели».
В современной литературе нет единой, признанной классификации федераций. Кроме того, почти все приведенные в литературе классификации федерализма скорее нужно отнести к видам федерации. К тому же, все они подвергаются обоснованной критике. Например, классификация В. Е. Чиркина, основным критерием которой является степень соотношения элементов самоуправления и раздельного правления, даже, по мнению самого автора, обладает определенной долей условности.
В. Е. Чиркин выделяет следующие виды федераций:
1) симметричные и асимметричные.
Симметричная федерация
Асимметричная федерация предполагает наличие частей с неодинаковым правовым положением, в ней есть субъекты и несубъекты и различия в названиях. В качестве примера можно привести США, где существует неодинаковое юридическое положение штатов, федеральных территорий, федерального округа, ассоциированных государств.
Существует мнение, что теория асимметричной федерации фактически отвергает важнейший принцип построения федеративного государства (формально-юридическое равноправие субъектов).
2) По способу распределения и осуществления властных полномочий выделяют централизованные и децентрализованные. Такое деление обладает определенной долей условности, как замечают сами сторонники такого разделения. Степень централизации может быть различной, и в некоторых случаях четко отнести ту или иную федерацию к какому-либо виду сложно (высокоцентрализованными федерациями называют Индию и Пакистан).
3) С точки зрения способа
создания различаются
Конституционные федерации создаются в результате актов государственной власти. Они учреждаются обычно путем принятия конституции или поправок к ней (в 1956 г. — Индия, в 1993 г. — Бельгия).
Вместе с тем сторонники такого разделения федераций говорят, что нельзя поставить непреодолимый рубеж между договорными и конституционными федерациями. Создание федераций в США, Швейцарии, Германии и в некоторых других странах имело по существу договорно-конституционный характер.
Помимо видов федераций, указанных в приведенной выше классификации В. Е. Чиркина, в юридической науке выделяются и другие виды федераций:
1) Классический, который анализируется на основе исторического опыта США. Этот вид характеризуется следующими особенностями: договорной природой федерации, разделением предметов ведения между разными уровнями осуществления власти, ключевой ролью федеративной конституции, сочетанием двух уровней государственной власти и др.;
2) Дуалистический, который
рассматривается как система
отношений властей двух
3) Кооперативный (модифицированная модель дуалистического федерализма). В основе такой федерации лежит идея объединения усилий центра и мест для выполнения общих задач и целей. Сторонники выделения этого вида федераций ссылаются на концепцию германского кооперативного федерализма, основанную на идее выгодного сотрудничества центра и субъектов федерации, взаимодополняющих друг друга.
Исходя из способа образования, можно выделить федерации, созданные «снизу», — те, которые образовались путем слияния самостоятельных государств либо произошли из конфедераций, как, например, Швейцария; созданные «сверху», т. е. образованные в результате разделения единого государства на субъекты в ходе федерализации унитарного государства. Первоначальное создание федерации одним из вышеуказанных способов не исключает последующего изменения ее состава. Таким примером являются США, где 13 штатов стали основой федерации при ее создании, большинство включено позже, а часть штатов выделена из других.
При классификации федерализма следует говорить не о видах, как в федерации, а о моделях, поскольку, во-первых, такая терминология дает меньше поводов для смешения этих понятий, а, во-вторых, слово «модель» несет в себе более широкий смысл по сравнению со словом «вид». Модель предполагает некий образец, содержащий в себе характеристики, обладая которыми те или иные субъекты следуют той или иной модели, в данном случае модели построения государства.
Примерами могут послужить классификации моделей федерализма А.Подберезкина и А. Дугина.
Исследовав 24 «конституционные федерации», А. Подберезкин разделил их на 7 типов:
1)западноевропейский. Сюда входят Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, старые западноевропейские демократии, связанные или не связанные с национальной структурой населения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственностью составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К этому типу можно отнести многие полуфедеральные западноевропейские государства: Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.
2)североамериканский тип
охватывает США, Канаду, Австралию
— старые англоязычные
3)латиноамериканский тип
включает Мексику, Аргентину,
Венесуэлу, Бразилию — старые
переселенческие федерации,
4)островной тип включает Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китте и Невис, Коморские острова, молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные.
5)афро-азиатский тип —
это Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР,
молодые, но устойчивые
6) В нигерийский тип
входят Нигерия, Пакистан, Эфиопия,
Мьянма — молодые
7)российский. Российский федерализм. Нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен, он сочетает многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными наработками.
Существует еще одна классификация, представителем которой является известный геополитик А. Г. Дугин. В различных странах федерализм проявляет себя по-разному, и если отталкиваться от мысли, что в основе этого многообразия лежат различия культурного свойства, то можно выделить, по крайней мере, две модели федерализма:
1) атлантистскую
2) евразийскую.
А. Г. Дугин утверждает, что геополитическая сфера является главной и приоритетной для характеристики функции центра в случае евразийского федерализма. Она диктует также целый ряд второстепенных прикладных направлений, которые как составные элементы входят в общее русло геополитики. Во всем этом комплексе должны доминировать нейтралистский подход, гомогенная правовая, административная среда. Данный аспект связан с евразийством как геополитическим понятием, и в нем сосредоточены ограничительные стороны подхода к федерализму, то, что лимитирует внутреннюю структуру федерализма как тенденции к автономизации регионов.
Основное отличие