Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

vidy_federatsy_kursovaya марата одногр.docx

— 76.51 Кб (Скачать файл)

Основные различия между  федерализмом атлантистского (США) и  евразийского типа заключаются в  том, что субъектом первого являются простые административно-территориальные  единицы, не имеющие никаких особых качественных характеристик, заселенные однородным населением, которое представляемо не как общины, народы, культуры и конфессии, а как атомарные индивидуумы, распределенные по количественному пространству. Евразийский федерализм является антитезой атлантистскому. Субъект евразийского федерализма исторически обусловлен, а не произволен, связан с общиной, а не с условно выделенным территориальным сектором, основан на непрерывных традициях, а не составлен искусственно. В данном случае проявляется различие между сухопутным континентальным цивилизационным типом (свойственным Евразии) и морским (свойственным англосаксонскому миру и США). Субъект общества сухопутного — коллектив, основанный на традициях. Субъект общества морского, модернистского — индивидуум, свободный и эгоистичный предприниматель-потребитель

Евразийский федерализм отражает содержание евразийства как учения о ценности традиции и качественных различиях, о важности сохранения народов  и культур, конфессий и племен. Субъектом такого федерализма является самобытное многомерное исторически  укорененное, связанное с почвой, с корнями, с традициями, с культурой  органическое образование. И главная  задача федерализма — обеспечить этому образованию максимально  благоприятные и естественные условия  для существования и развития.

Еще одна типология концепций (моделей) федерализма предложена Р.Г. Абдулатиповым:

-централистская – основные  решения принимаются на федеральном  уровне;

-кооперативная – существование  самостоятельных прав субъектов  и сотрудничество с ними по  всем основополагающим вопросам  управления;

-конкурирующая – борьба  и сотрудничество субъектов Федерации;

-договорная – создана  субъектами снизу, новые правила  функционирования государства невозможны  без самих субъектов Федерации.

Итак, «федерализм» и «федерация»  — различные явления, каждое из них  необходимо самостоятельно классифицировать. Виды федерации можно классифицировать исходя из способа образования федерации, а именно созданные «сверху» и  «снизу».

Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства государства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол.

2.2. Американская и российская  модель федерализма: сравнительный  аспект.

Федеративное устройство в большинстве случаев основано на чисто территориальном принципе, примером которого может служить  федерализм США.

Субъектам федерации США  являются 50 штатов. Особый статус имеет  федеральный округ Колумбия. Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом  и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать  конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным  гражданством. Их граждане равноправны  на территории всей федерации. Конституция  запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу  исключительной компетенции федерации  и штатов.

Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе  Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий.

Анализ содержания Конституции  позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и  систему государственной власти США:

- Верховенство власти  народа и закона;

- Гарантии прав и свобод  человека;

- Разделение властей,  система сдержек и противовесов;

- Федерализм;

- Возможность изменения  и дополнения Конституции –  внесение поправок.

Американский федерализм никогда не был просто набором  застывших правил, зафиксированных  в американской Конституции. Американский федерализм - это динамичный многомерный  процесс, в котором можно выделить не только конституционные аспекты, но также экономические, административные и политические. Это особенно относится  к современному периоду. Можно сформулировать шесть основных вопросов, которые  стоят перед Америкой в настоящее  время:

1. Нефинансируемые мандаты.  Поскольку средств федерального  бюджета не хватало даже для  решения федеральных задач, Конгресс, пользуясь предоставленным ему  Конституцией правом "регулировать  торговлю между штатами", принял  ряд обязательных для штатов  нормативных актов. Они получили  название "нефинансируемых мандатов", поскольку требовали от штатов  определенных действий без финансового  обеспечения из федерального  бюджета. Многие из этих нормативных  актов были связаны с охраной  окружающей среды, исторических  памятников, защиты прав личности. Все они требовали для своего  осуществления значительных расходов  на уровне штатов. Штаты подняли  бунт против этих федеральных  установлений. В ответ Конгресс  принял Закон о нефинансируемых  мандатах 1995 г., который (в определенных  пределах) запрещает федеральному  правительству устанавливать новые  требования штатам и органам  местного управления без соответствующего  финансового обеспечения. Будущее  покажет, сможет ли этот закон  эффективно ограничить деятельность  федерального правительства, в  особенности учитывая склонность  Верховного Суда США к расширительному  толкованию вопросов о полномочиях  Конгресса. 

2. Конституционные вопросы.  Начиная с 1937 г. Верховный Суд  США определял полномочия Конгресса  по расходованию федерального  бюджета на общественные цели  и по регулированию торговли  между штатами настолько широко, что в результате федеральное  правительство получает право  регулировать любые виды экономической,  общественной и даже культурной  деятельности. Федеральные законы  принимаются по таким традиционно  находившимся в ведении местной  администрации вопросам, как борьба  с преступностью, противопожарная  безопасность, землепользование, образование  и даже вопросы заключения  и расторжения брака. В решении,  принятом в 1995 г., Верховный Суд  неожиданно определил, что федеральное  правительство превысило свои  конституционные полномочия, приняв  закон, запрещающий людям носить  огнестрельное оружие вблизи  государственных школ. По мнению  Суда федеральное правительство  не смогло доказать наличие  связи между ношением оружия  вблизи школьных зданий и полномочиями  Конгресса по регулированию торговли  между штатами. 

3. Общественное финансирование. Если ответственность за принятие  и осуществление политических  решений все больше переходит  к администрациям штатов и  местным органам власти, нетрудно  видеть, что это приведет к  несоответствию между обязательствами  и финансовыми возможностями.  В конце 60-х - начале 70-х гг. муниципальные  власти получали значительные  федеральные субсидии на выполнение  социальных программ, предусмотренных  политикой "Великого общества". С тех пор финансирование из  федерального бюджета снизилось,  а в ряде случае и полностью  прекратилось, однако население  по-прежнему требует осуществления  этих программ. Такие традиционные  области, как образование (в  системе общественых школ), сбор  мусора, борьба с преступностью  и противопожарная безопасность, эксплуатация и ремонт дорог  по-прежнему в основном находятся  в ведении муниципалитетов и  других органов местного управления. Кроме того, они должны проводить  мероприятия в области экологии, обеспечения равных прав представителей  разных рас и полов, образования  для умственно отсталых и планирования  землепользования, на которые ни  федеральное правительство, ни  правительства штатов, как правило,  не выделяют средств. Спрос  на различные услуги на местном  уровне повсеместно увеличивается,  в то время как средств на  их предоставление становится  все меньше. Перед лицом этой  дилеммы органы местного самоуправления  вынуждены проявлять больше инициативы  с тем, чтобы обеспечить работу  указанных служб. 

4. Реформа государственного  управления. Перед лицом растущих  требований при сокращающихся  финансовых ресурсах местные  органы власти вынуждены были  пересмотреть систему предоставления  и финансирования услуг. Этот  пересмотр охватывает целый ряд  областей. Городские власти в  порядке эксперимента пошли на  децентрализацию управления, выходят  на рынок и конкурируют с  частными предприятиями, рассматривая  клиентов в качестве потребителей  и пытаясь добиться того, чтобы  государственные организации отчитывались  перед ними. Интересно, что приватизация  осуществляется в различных формах, начиная с заключения контрактов  с частными фирмами на организацию  школьного питания и кончая  приватизацией системы сбора  мусора и даже тюрем. Кроме  того, муниципальным властям приходится  меньше полагаться на помощь  из федерального бюджета и  местных налогов на собственность  и устанавливать плату за предоставляемые  ими услуги. Творческий подход  к финансированию и обеспечению  работы служб приводит к значительной  экономии средств без ухудшения  качества услуг. Процесс этот, однако, лишь только начался и  еще рано говорить о результатах  этой работы по реорганизации  местного самоуправления.

5. Международная торговля. У американского федерализма  появилось новое, международное  измерение. Такие соглашения, как  ГАТТ и НАФТА, наверняка окажут  глубокое влияние на федерализм. Большинство наблюдателей считают,  что полномочия правительств  штатов будут продолжать сокращаться  в связи с тем, что политика  правительств штатов по таким  вопросам, как экономическое развитие, охрана окружающей среды и  лицензирование, должны будут соответствовать  условиям этих международных  соглашений, а также ограничительным  положениям Конституции США. Они,  безусловно, правы, но в известном  смысле эти международные соглашения  могут привести и к расширению  полномочий штатов. Так, например, в соответствии с договором  НАФТА американским штатам предоставляется,  по меньшей мере, право совещательного  голоса по вопросам соблюдения  этого соглашения. Интересно будет  посмотреть, как повлияет вновь  возникающая "федерация федераций"  на штаты Америки, Канады и  Мексики. 

6. Штаты как исследовательские  лаборатории. Много лет назад  член Верховного Суда США Луис  Брандейс писал, что штаты - это своего рода "социальные  лаборатории", в которых могут  обкатываться различные варианты  решений социальных и экономических  проблем, не подвергая при этом  риску всю страну. Этот взгляд  на федерализм сейчас более  актуален, чем когда-либо. Для того  чтобы найти новые и эффективные  решения таких проблем, как  преступность, образование, социальное  обеспечение и деградация городов,  необходимо, чтобы правительства  штатов работали рука об руку  с представителями местных администраций.  Будущее американского федерализма  зависит от того, насколько успешно  штаты будут решать эти проблемы  и использовать открывающиеся  перед ними возможности.

Федерализм США характеризуется  ассиметричностью, высокой степенью децентрализации, по способу образования  – договорная модель, дуалистическая.

Федеративное устройство современной России. 

В России существует национально-территориальный  тип федеративного устройства, т.е. субъектами государства признаются как национально-государственные, так  и территориальные образования. Согласно конституции субъектами федерации  в России являются: республики в  составе Российской Федерации (государства); краёв; область; город федерального значения; автономные области; автономный округ.

При выборе оптимальной формы  территориального устройства во время  переходного этапа необходимо учитывать  исторический фактор. Российское государство  было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая  управлялась при этом из центра и  характеризовалась строгой иерархией  органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться  новее идеи федерализма.

Сегодня Российская Федерация  является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных  округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального  законодательства в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и т. д. Кроме того, до сих пор  отсутствует сбалансированные отношения  между центром и субъектами федерации  Конституционное право России.

Принципы федеративного  устройства России

1. Верховенство Конституции и федеральных законов

2. Равноправие субъектов федерации

3. Государственная целостность

4. Единство системы государственной власти

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

6. Равноправие и самоопределение народов

Исходя из российской конституционной  практики, можно выявить ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России.  Субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются  в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный  государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного  устройства России связаны с большим  размером территории государства, огромным количеством субъектов. Каждый принцип, будучи закрепленным в Конституции  РФ, должен был получить свое воплощение в российской действительности. На бумаге эти основополагающие начала и направления развития государственности  Российской Федерации представлялись ясными и очевидными. Противоречия и сложности стали возникать  в процессе их реализации.

Информация о работе Правовое государство