Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма
Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41
Основные различия между
федерализмом атлантистского (США) и
евразийского типа заключаются в
том, что субъектом первого являются
простые административно-
Евразийский федерализм отражает содержание евразийства как учения о ценности традиции и качественных различиях, о важности сохранения народов и культур, конфессий и племен. Субъектом такого федерализма является самобытное многомерное исторически укорененное, связанное с почвой, с корнями, с традициями, с культурой органическое образование. И главная задача федерализма — обеспечить этому образованию максимально благоприятные и естественные условия для существования и развития.
Еще одна типология концепций (моделей) федерализма предложена Р.Г. Абдулатиповым:
-централистская – основные
решения принимаются на
-кооперативная –
-конкурирующая – борьба
и сотрудничество субъектов
-договорная – создана
субъектами снизу, новые
Итак, «федерализм» и «федерация»
— различные явления, каждое из них
необходимо самостоятельно классифицировать.
Виды федерации можно
Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства государства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол.
2.2. Американская и российская
модель федерализма:
Федеративное устройство
в большинстве случаев основано
на чисто территориальном
Субъектам федерации США
являются 50 штатов. Особый статус имеет
федеральный округ Колумбия. Штаты
- это государственные
Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий.
Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:
- Верховенство власти народа и закона;
- Гарантии прав и свобод человека;
- Разделение властей,
система сдержек и
- Федерализм;
- Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок.
Американский федерализм никогда не был просто набором застывших правил, зафиксированных в американской Конституции. Американский федерализм - это динамичный многомерный процесс, в котором можно выделить не только конституционные аспекты, но также экономические, административные и политические. Это особенно относится к современному периоду. Можно сформулировать шесть основных вопросов, которые стоят перед Америкой в настоящее время:
1. Нефинансируемые мандаты.
Поскольку средств
2. Конституционные вопросы.
Начиная с 1937 г. Верховный Суд
США определял полномочия
3. Общественное финансирование.
Если ответственность за
4. Реформа государственного
управления. Перед лицом растущих
требований при сокращающихся
финансовых ресурсах местные
органы власти вынуждены были
пересмотреть систему
5. Международная торговля.
У американского федерализма
появилось новое,
6. Штаты как исследовательские
лаборатории. Много лет назад
член Верховного Суда США Луис
Брандейс писал, что штаты -
это своего рода "социальные
лаборатории", в которых могут
обкатываться различные
Федерализм США
Федеративное устройство современной России.
В России существует национально-территориальный
тип федеративного устройства, т.е.
субъектами государства признаются
как национально-
При выборе оптимальной формы
территориального устройства во время
переходного этапа необходимо учитывать
исторический фактор. Российское государство
было унитарным государством имперского
типа, впоследствии федерацией, которая
управлялась при этом из центра и
характеризовалась строгой
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации Конституционное право России.
Принципы федеративного устройства России
1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2. Равноправие субъектов федерации
3. Государственная целостность
4. Единство системы государственной власти
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
6. Равноправие и самоопределение народов
Исходя из российской конституционной практики, можно выявить ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов. Каждый принцип, будучи закрепленным в Конституции РФ, должен был получить свое воплощение в российской действительности. На бумаге эти основополагающие начала и направления развития государственности Российской Федерации представлялись ясными и очевидными. Противоречия и сложности стали возникать в процессе их реализации.