Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма
Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41
Таким образом, модель российского федерализма является централизованной (хотя формально, субъекты федерации обладают равноправием), ассиметричной, национально-территориальной.
Принципы федерализма
не зафиксированы в
Но все же суть федерализма
не сводится к механическому распределению
предметов ведения между
Развитие федерализма
и в России и в США показывает,
что с течением времени требуется
уточнение конкретного
Оба государства многонациональны, характеризуются довольно пестрым этническим, религиозным составом населения. Однако этот фактор по-разному проявился в федеративном строительстве России и США. В России национальный (этнический) принцип стал одним из важнейших в построении федеративной государственности, хотя он дополняется и территориальным. В США же, напротив, национальный (этнический) фактор не превратился в один из принципов федерализма и практически не учитывается в практике федеративного строительства.
Различия в подходе к национальному (этническому) фактору в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки проистекают из принципиально различных исторических судеб этих двух федераций.
В России в федеративном
строительстве участвовали все
коренные народы, населявшие наше государство
еще в период до провозглашения федерации.
Первоначально после 1918 г. сложилась
в большей степени федерация
народов, чем федерация неких
государственных образований (земель,
провинций, штатов). В США все современное
многонациональное (полиэтническое) население
сложилось в результате добровольной
или насильственной (негры-рабы) иммиграции.
Коренное же население Америки –
индейцы – участия в
По-разному интерпретируются проблемы суверенитета в США и России. В США традиционно считается, что суверенитетом обладают и Союз (федерация) в целом и штаты. В России некоторые положения Конституции 1993 г. можно было в течение некоторого времени трактовать таким образом, что республики (они названы государствами) обладают суверенитетом, пока Конституционный Суд не вынес решение, согласно которому субъекты РФ суверенитетом не обладают, а суверенитет сосредоточен исключительно в Федерации. В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. Федерация в современном мире рассматривается как союзное государство, т.е. государство, состоящее из государственных образований: в США, Бразилии, Мексике, Индии и др. субъекты федераций так и именуются «государства» - перевод слова «штаты», в Основном Законе ФРГ земли названы государствами.
Суверенитет федерации и
суверенитет ее субъектов не два
разных суверенитета, а один и тот
же, но он распространяется и на федерацию
и на ее субъекты. Поэтому гарантией
суверенитета федерации является суверенитет
ее субъектов, а гарантией суверенитета
субъектов служит суверенитет федерации.
Разорвать суверенитет
Заключение
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать выводы:
Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, в основе которой лежат следующие принципы:
- формирование государства
как единого целого из
- субъекты федерации наделяются
возможностями внутренней
- компетенция между федерацией
и ее субъектами
“Федерализм” - понятие более широкое, чем “федерация”.
Федерализм - это принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.
Разграничивая такие явления, как «федерализм» и «федерация», в «федерациях» можно выделять их «виды», а в «федерализме» — «модели».
Количество видов федераций и моделей федерализма не может быть обусловлено числом существующих или когда-либо существовавших федеративных государств. Типология моделей федерализма и виды федераций может осуществляться по целому ряду оснований, происходящих из разнообразия признаков, идентифицирующих особенности федеративного устройства. Это может быть и специфика разделения государственной власти по вертикали, и однородность субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы, и цель учреждения федеративных устоев в государстве, и форма их юридического закрепления.
Роль и значение федерализма в современном мире велико, так как эта форма политико-территориального устройства страны позволяет, с одной стороны, обеспечить ее единство и целостность, а с другой — удовлетворить потребности ее внутренних территориальных единиц в создании собственных государств или государственных образований. Немало исследователей видели ценность федерализма в его способности сочетать преимущества больших государств с преимуществами малых стран.
Федерализм является одним из важнейших средств укрепления государственности, минимизирующих и предотвращающих социальные конфликты, устраняющих атомизацию государств и сохраняющих их единство и целостность. Федерализм своей организацией преследует демократизацию общества и государства, но как показывает политическая практика, организационные начала федерализма не всегда влекут за собой утверждение демократии: субъекты федерации, формально являющиеся равноправными, не всегда таковыми являются на практике. Что касается сохранения целостности государства в условиях федерализма, то это тоже спорный вопрос, так как в некоторых государствах возможно осуществление сецессии, что противоречит принципам федерализма.
Судьбы федерализма в разных странах зависят от различного рода причин, как внешних (например, глобализация), так и внутригосударственных (например, в России устремлений политической элиты недостаточно для эффективного функционирования).
В государствах, где федерализм уже существует, идет тенденция к его укреплению, власти проводят различные мероприятия по его развитию. Но есть государства с унитарным устройством (например, на постсоветском пространстве), где существуют некоторые проблемы, в частности этнополитические, национальные конфликты, решением которых может стать построение федерализма. Но осуществление этого процесса в настоящее время невозможно, так как главы государств в силу субъективных и некоторых объективных причин не считает нужным перейти на новый уровень государственного устройства.
Список использованных источников
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
Федерации: принята
2. Постановление Конституционного суда по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов государственной власти Российской Федерации".- 2000.- 7 июня.
II. Специальная литература
3. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России.- М., 1992.-С.78;
4. Автономов А.С. «Принципы федерализма в России и США». Материалы конференции. - Казань,30 января 2002.-С.1-12;
5. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран.- М., 2008.-С.88
6. Бёрджесс М., Грэсс Ф. Федерализм и федерация: государство Порядка // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 2.
7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления.- М., 2006.-С.57?
8.Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. – М.,-2006.-С.19;
9. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М., 2005.-С.49;
10. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2005.-С.67;
11. Киселева А.В. Теория федерализма. - М., 2002.-С.95;
12. Лысенко В.Д. Основные черты и тенденции развития федеративных отношений в России на современном этапе. М.,1995.-С.49;
13. Любащиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В.,
Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права.- М., 2003.-С.89;
14. Матузов Н.И. Теория государства и права.- М., 2006.-С.45;
15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.-М., 2008.-С.56;
16. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм:
сравнительные перспективы // Международная жизнь. - М., 1991.-С.56;
17. Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институциализация свободы .-М., 1994.-С.85;
18. Рассолов М.М., Лучин В.О. Теория государства и права. - М.,2005.-С.34;
19. Страшун А.Б. Конституционное право зарубежных стран.- М., 1996-С.44;
20. Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. – М.,1997.-С. 63.
21. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – М.,1996. – С.3;
22.Цисар Л.А. Федеративное государство // Государственная власть и местное самоуправление.-М., 2005.-С.43;
23. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2007.-С.18;
24. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. - М., 1994.-С.23;
25. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. - М.,2001.-С.54;
26. Шаповал В.М. Конституционное право зарубежных стран.- М.,1999.-С.512;
27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М., 1998.-С.45;
1 Цисар Л.А. Федеративное государство // Государственная власть и местное самоуправление. –М, 2005.-С.29;
2 Любащиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В.,Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права.- М., 2003.-С.85;
3 Лысенко В.Д. Основные черты и тенденции развития федеративных отношений в России на современном этапе.-М.,1995.-С.93;
4 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. - М., 2006.-С.122;
5 Баглай М.В Конституционное право зарубежных стран. - М., 2008.-С.211;
6 Тадевосян Э.И. Конституционное право России. -М.,2006.-С.56;
7 Перевалов В.Д. Теория государства и права.- М., 2008.-С.62;
8 Страшун А.Б. Ч. 3.Конституционное право зарубежных стран .-М., 1996.-С.106;
9 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.- М., 2007.-С.88;
10Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000г.- М.;
11Матузов Н.И.Теория государства и права. - М., 2006.-С.92;
12 Лысенко В.Д. Основные черты и тенденции развития федеративных отношений в России на современном этапе.- М.,1995.-С.45;