Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) Изучить развитие идеи правового государства;
2) Рассмотреть понятие и принципы правового государства;
3) Изучить условия формирования правового государства в России.

Содержание

Введение..............................................................................….................…….4
1. Развитие идеи правового государства …................................................. .5
2. Понятие и принципы правового государства ………………………… .11
3. Условия формирования правового государства в России. …………....17
Заключение…………………………………………………………………. 23
Список используемой литературы……………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_na_temu_Pravovoe_gosudarstvo.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)
Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Курсовая работа по теории государства и права на тему:

Правовое государство

 

 

Работу выполнил:

студентка группы 11-13

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

В.И. Цыганов

 

 

Нижний Новгород

2013

План:

Введение..............................................................................….................…….4

  1. Развитие идеи правового государства …................................................. .5

  1. Понятие и принципы правового государства ………………………… .11

  1. Условия формирования правового государства в России. …………....17

Заключение………………………………………………………………….  23

 Список используемой  литературы…………………………………….  25

 

Введение

В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем "правовое государство", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций.

Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Названные обстоятельства определяют актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:

1) Изучить развитие идеи правового государства;

2) Рассмотреть понятие и принципы правового государства;

3) Изучить условия формирования правового государства в России.

Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствует специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и ее следует искать в глубокой древности.

Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

 

  1. Развитие идеи правового государства

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.    

 Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей  через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира. [2]    

 Правовое государство - это такое  государство, в котором созданы  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод  человека.    

 Возникновение правового государства  выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.    

 Прообраз идеи правового  государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию  и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. [5]    

 Современные концепции правового  государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.    

 Еще в Древней Греции античные  мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию  учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве  закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть  закона, нет места и какой либо  форме государственного строя», что закон должен властвовать  над всем. [6]    

 Отдельные принципы правового  государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам. [8]    

 Дальнейшее развитие учение  о правовом государстве получило  в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает  законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.    

 Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает  теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. [13]    

 Большой вклад в философское  обоснование теории правового  государства внесли Кант и  Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.    

 И.Кант разработал философскую  основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек,  его свобода.    

 И. Кант, основываясь на прогрессивных  идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и недоброжелательностью. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной власти и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие. [7]    

 Гегель рассматривал государство  и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы».    

 Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».     

 Б.Спиноза дал теоретическое  обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека. [10]     

 Термин «правовое государство»  в 1813 году впервые применил в  своих работах немецкий ученый  К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.    

 На протяжении последующих  веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. [3]

Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.    

 С середины XIV до конца XVIII века  М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. [9]    

 Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После  событий 1905 года новые шаги по  реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.    

 Значительный интерес к теории  правового государства был проявлен  и российскими правоведами в  конце XIX — начале XX вв., когда перед  Россией стояла проблема перехода  от феодального государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. [9]    

 Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.     

 Но этого для обеспечения  режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.    

 Высказанные Н. М. Коркуновым  идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан. [4]    

 Одним из последователей  Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.    

 Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства. [11]    

 Российские ученые правоведы  М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.    

 Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву. [12]    

 Процесс становления правового  государства происходит сейчас  в России. В ст. 1 Конституции РФ  сказано, что «Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели. [13]

 

  1. Понятие и принципы правового государства

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и  фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. [1]

Информация о работе Правовое государство