Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование концепции правового государства и выявление трудностей при его построении в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить основные идеи развития правового государства
- раскрыть понятие правового государства и его основные принципы
- Показать на каком уровне развития находится правовое государства сейчас
- Обозначить основные проблемы в формировании правового государства в современной России и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Использование и учет зарубежного и международного опыта в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации обусловлено, на мой взгляд, еще и тем, что основные законы функционирования чиновничьего аппарата универсальны и, как показывает практика, во многом не зависят от национальной специфики.
Представляется правомерным и своевременным анализ международного и европейского опыта предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также выявления возможностей творческого учета этого опыта в процессе реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Приоритетной задачей при создании системы государственного контроля - найти оптимальные варианты распределения контрольной деятельности между различными органами с учетом конкретного предназначения каждого из них. 
Для решения этой задачи необходимо совершенствование каждого из организационных видов контроля, действующего в системе государственной власти, налаживания взаимодействия различных контрольных органов, совершенствования нормативной основы функционирования контрольного механизма и тем самым создания правового режима государственного контроля в системе государственной службы нашей страны.

Отсутствие контроля за доходами и расходами государственных служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, игнорирование фактов коррупции либо слабое, не основанное на правовых предписаниях реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных правонарушений. 

При создании эффективной системы государственного контроля за деятельностью государственных служащих, о необходимости которого уже достаточно аргументированно говорится в юридической литературе, следует учесть опасность зарегулирования устанавливаемого государственного контроля, который может привести к бюрократизации управленческих процессов, к свертыванию экономической инициативы и к возможным нарушениям прав и законных интересов физических и юридических лиц.
 Можно будет считать, что реформа государственной службы в нашей стране только тогда будет отличаться полнотой, когда она очертит механизмы социального контроля, предупреждающие такие явления, как административный произвол, нарушение прав и свобод граждан, коррупция.
В связи с этим необходимо выработать принципы осуществления государственного контроля за деятельностью государственных служащих, принимающих важные решения. 

Государственный и социальный контроль должен носить, прежде всего, упреждающий, а не карающий характер. В свою очередь, формами социального контроля над государственной службой должна стать гласность и статистика.
Гласность позволит снять ореол таинственности и секретности, которым окружена деятельность абсолютного большинства государственных служащих. 
Статистика в свою очередь сможет представить данные о доходах и расходах государственных служащих, их имуществе и т.д.

Следует также отметить, что деструктивные процессы в социально-экономической сфере происходят на фоне явного отставания законодательства, регламентирующего государственно-служебные отношения от первоочередных нужд сегодняшнего дня. 

Проводимые в стране экономические реформы не всегда обеспечивались и обеспечиваются адекватными юридическими механизмами реализации, принятые решения в некоторых случаях непоследовательны, не имеют под собой должного финансово-экономического обоснования, не учитывают зарубежный и исторический опыт. Все эти и некоторые другие обстоятельства являются благоприятной средой для распространения коррупции в системе государственной службы нашей страны.

Необходимым элементом в системе законодательных мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы, должна стать выработка стандартов поведения государственных служащих при принятии ими служебных решений, которые бы исключили либо существенно ограничили возможность мотивировать принимаемые решения корыстными интересами. 

Нужна система норм, которые, с одной стороны, были бы своеобразным эталоном, с которым служащие могли бы сверять свои действия, а с другой - давали бы возможность выявить благоприятные условия для совершения корыстных злоупотреблений и предупредить их.

Огромный объем работы, связанной с предупреждением и пресечением коррупции в системе государственной службы нашей страны, неизбежно поставит вопрос о системе государственных органов, призванных осуществлять эту деятельность. 

В перспективе предстоит определить круг специализированных государственных органов, наделенных полномочиями выявлять, раскрывать и пресекать правонарушения, связанные с коррупцией. 
Для преодоления ведомственной разобщенности возможно также создание самостоятельной специальной службы по борьбе с коррупцией в государственном аппарате.

Становится все более очевидной необходимость административно-правового регулирования тех сторон деятельности государственных служащих, которые непосредственно граничат с риском быть обвиненными в коррумпированности. В ходе реформирования государственной службы целесообразно определить круг государственных должностей государственной службы, связанных с повышенным риском коррумпированности.
Создать и рационально использовать институт периодической ротации государственных служащих, замещающих эти должности, а также сформировать дополнительные формы и средства контроля за осуществлением данной категорией государственных служащих своих служебных полномочий.
В ходе реформирования института государственной службы было бы вполне оправданно разработать федеральный закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих. 

Такой шаг уже давно назрел, о чем свидетельствуют научные публикации по данной проблематике, содержащие в себе достаточно аргументированные предложения о необходимости создания публично-правового института дисциплинарной ответственности гражданских государственных служащих.
При формировании законодательства о дисциплинарной ответственности гражданских государственных служащих необходимо уточнение оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих, поскольку дисциплинарный проступок должен включать не только неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, но и нарушение присяги, ограничений, связанных с государственной службой. 
При создании законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих необходимо снижение различными материально-правовыми и процессуальными способами фактора административного усмотрения во всем дисциплинарном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предоставленный материал никак не может полностью отразить огромный вал проблем, который возникли в связи с осуществляемыми демократическими реформами. В понятие правового государства вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. В конце концов все хлопоты по поводу становления правового государства направлены на поддержание высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни. В нашей многострадальной стране практически есть уже все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий в политическом равновесии эта реализация постоянно находится на грани срыва. Если мы действительно хотим построить справедливое демократическое общество, то нужно начинать прежде всего с нас самих. Только тогда, когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда, возможно, возникнут зачатки формирующегося гражданского общества. Важно понять, что правовое государство построить за десять лет невозможно. В других странах этот процесс протекал долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. “Хочешь быть свободным - соблюдай законы”. Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Всякая пассивность означает обречение себя самого на произвол тех, кто проголосует. Нельзя всю вину сталкивать на парламент, губернаторов, президента, а также многих других должностных лиц ибо всех этих людей мы избирали сами, и, жаловаться, получается нам следует только на себя. В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.


Список использованных источников

 

Законодательные акты:

1.      Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с поправками от 30.12.2008) М.: «Юридическая литература», 2011.- 64 с.

2.      Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12. 2008 № 273-ФЗ // раздел «Законодательство» Справочно правовой системы Консультант Плюс.

 

Учебники

3.      Абдуллаев М.И. Теория государства и права.: Учебник для высших учебных заведений. – М.:Финансовый контроль, 2007- 410с.

4.      Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: «Проспект», 2010.

5.      Гегель Г.В. Философия права. Издательство: Мир книги, 2009 – 464с.

6.      Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов – М.: «Проспект», 2011 – 640с.

7.      Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Издательство: Дело, 2009 -  528с.

8.      Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов – М.: «Норма», 2010 – 552с.

9.      Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. Проф. М.М. Рассолова. М.: 2010

 

Статьи из периодической печати:

10. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально- 
экономические и правовые аспекты. – М., 2008. 137 с. 

 

 

11. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. (Тезисы доклада) // Государство и право, 2008 N 4. С.14 -18 

12. Луткова О.В. Российская Федерация в борьбе с коррупцией: проблемы и пути преодоления // Борьба с коррупцией в России. Возможности и перспективы. – Нижний Новгород, 2008. С.43 – 56 

13. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность// Вопросы философии, 1989 – № 2

14. Проблемы построения правового государства в современной России (статья) // Материалы международной конференции молодых ученых «Современная российская государственность: политико-правовые проблемы демократической трансформации» / Под общ. ред. А.А. Мерцалова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - С. 253-258.

 

 

39

 



Информация о работе Правовое государство