Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:02, курсовая работа
В истории существует множество идей о совместимости государства и права. Правовое государство – продукт современности. Хотя, с точки зрения некоторых юристов и правоведов, этот феномен уходит корнями еще в древность. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые считали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотчуждаемыми правами.
33
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
1.1. Понятие правового государства.
В истории существует множество идей о совместимости государства и права. Правовое государство – продукт современности. Хотя, с точки зрения некоторых юристов и правоведов, этот феномен уходит корнями еще в древность. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые считали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в правовом государстве иные, нежели в абсолютистском, так как для правового государства характерно ограничение государственной власти правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта заключается в следующем: источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; человек понимает свою ответственность перед обществом и становится моральной личностью. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом», - говорил Кант. Другие тезисы его концепции: правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Монтескье считал, что форма правления и форма государственного устройства определяют собой содержание законодательства, исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит народу, воля которого выражается в основных законах[1].
Идея правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно набора хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его»[2].
В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей)[1].
Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы.
1.2. Признаки правового государства.
Несмотря на огромное количество точек зрения относительно признаков правового государства, ученые-правоведы склоняются к следующему набору характеристик правового государства, который наиболее полно отражает сущность данного понятия:
- верховенство закона во всех сферах жизни общества;
- деятельность органов правового государства основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность личности и государства;
- реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в: свободном функционировании различных партий, организаций и объединений, действующих в рамках конституции; наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;
- стабильность законности и правопорядка в обществе[1].
Вместе с тем, правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
- ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
- оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
- располагает специальным государственным механизмом;
- обладает определенной административно-
- существует благодаря налогам и другим сборам;
- обладает государственным суверенитетом.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к его основным принципам.
1.3. Основные принципы правового государства.
Существует множество подходов к определению принципов правового государства. Выбор одного из них – достаточно трудная задача.
Наиболее конструктивная и полная характеристика данных принципов принадлежит М. Н. Марченко:
- верховенство закона;
- гарантированность прав и свобод граждан, реальное обеспечение этих прав и свобод, поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства;
- реализация принципа разделения властей;
- поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности[1].
Ко всему вышеперечисленному необходимо добавить также:
- принцип разрешения споров в судебном порядке;[2]
- принцип верховенства и прямого действия конституционного закона[3].
Остановимся на каждом из них более подробно.
Принцип законности.
Принцип законности включает в себя ряд требований, предъявляемых к государству, его органам, организациям, юридическим лицам, общественным объединениям, государственным служащим, должностным лицам и гражданам:
- единообразное понимание, применение и исполнение законов
и подзаконных актов всеми, везде и всегда;
- недопустимость подмены законопредписаний;
- неотвратимость юридической ответственности за любое отступление от законопредписаний;
- непозволительность несоблюдения презумпции невиновности лица;
- неразрывность связи между законностью, демократическими преобразованиями и гласностью о состоянии, содержании, направленности первых двух составляющих правовое демократическое государство[1].
Верховенство и прямое действие конституционного закона. Возвышение суда.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории.
Частная жизнь, альтернативная гражданская служба, свобода передвижений, выбор места жительства, достоинство личности, равенство перед законом и судом и многие другие жизнеобеспечивающие блага – всё это предмет непосредственного, прямого действия Конституции. Исключения из прямого действия Конституции имеются, но они устанавливаются самой Конституцией, которая указывает на конституционный федеральный закон или федеральный закон, который должен развивать её положения, конкретизировав их.
Нормы права вообще и возможность их применения имеют большую социальную ценность. Нормативность, т. е. упорядоченность, устойчивость общественной жизни, переводит любое общество в русло нормального цивилизованного существования. Нормативность Конституции и её непосредственное воздействие на жизнедеятельность – дальнейший этап в цивилизационном развитии общества на началах конституционализма[2].
Гарантированность прав и свобод граждан. Взаимная ответственность гражданина и государства.
Характеристики правовой государственности даются в Конституции по преимуществу с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания, защиты и гарантий. Такой подход опирается на представление о правах и свободах человека и гражданина как самом важном и, в конечном счете, единственном настоящем критерии наличия или отсутствия права вообще, критерии правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государственных властей и т. д[1].
Принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей означает, что никто не должен лишаться прав и свобод и уклоняться от несения обязанностей, если это право не предусмотрено законом.
Реализация принципа разделения властей.
Суть теории разделения властей в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим.
Стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, Дж. Локк разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия её отдельных частей. Приоритет остаётся за законодательной властью. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти не пассивны по отношению к ней и оказывают на неё активное воздействие. Обязательным условием нормального функционирования властей Локк рассматривал законность. Он допускал возможность применения народом силы против «несправедливой и незаконной силы». Суверенитет народа ставится выше суверенитета государства.
Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.
В правовом государстве должны предотвращаться попытки узурпации власти, сосредоточения её в одних или нескольких руках.
Наряду с этим в правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Правовым считается то государство, которое опирается на гражданское общество, способное реально противодействовать государству, его органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими обыкновенными законами или с Конституцией. Отсутствие реальных рычагов воздействия общества на государство для предотвращения узурпации власти со стороны его органов или высших должностных лиц сводит правовое
государство на нет, делает его призрачным[1].
Е. А. Лукашева так пишет о взаимодействии гражданского общества и государства: «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству), демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственным (идеи равенства и справедливости), ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов).
Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права».
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.