Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать идеи и признаки правового государства.
Для реализации указанной цели поставлены и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие идей правового государства, а так же этапы развития идей правового государства;
2. Исследовать основные признаки правового государства и формирование правового государства в России.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Идеи правового государства
1.1. Становление и развитие идей правового государства, а так же этапы развития идей правового государства………………………………………….4
2.Правовое государство
2.1. Основные признаки правового государства………………………………12
2.2.Формирования правового государства в России………………………….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Идеи правового государства
1.1. Становление и развитие идей правового государства, а так же этапы развития идей правового государства………………………………………….4
2.Правовое государство
2.1. Основные признаки правового государства………………………………12
2.2.Формирования правового государства в России………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Развитие страны в общем – напрямую зависит от развития гражданина этой страны в частности. Поэтому необходимо повышать уровень знаний в сфере правового государства.
Правовое государство – это теоретическая конструкция, обществоведческая категория. Поэтому в реальной жизни точной копии правового государства может и не быть. Здесь происходит то же самое, что и с идеальным кристаллом в физике, который хотя и реально не существует в природе, но используется для сравнений и вычислений. Главное, чтобы идеи правового государства обосновались в сознании политических деятелей, нашей интеллигенции, да и большинства граждан. Тогда эти идеи станут материальной силой. Идеи правового государства были вызваны к жизни именно необходимостью поставить деятельность государства под контроль общества, чтобы оно управляло обществом на основе разума, вело людей к взаимному братству и гармонии с природой, признавало естественные права и свободы человека и защищало их. Всем идеям и принципам правового государства, возможно, никогда не удастся полностью воплотить в жизнь конкретной страны, подобно тому, как и либерализму, который в свое время дал мощный импульс развитию экономики, идеям правового государства все же удастся «разбудить» многих людей и подключить их к активной политико – правовой жизни, чтобы наконец – то сделать государство подконтрольным гражданскому обществу институтом. Если государство не будет правовым, то и надежды людей на государственное улучшение их жизнедеятельности никогда не сбудутся.
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа – Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначения правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Короче говоря, весь вопрос о государстве сводится к выяснению того, что оно из себя представляет и зачем оно нужно. Как показывает история, государства, находящиеся над обществом, никогда еще не оправдывали надежды народа и не делали его процветающим. Поэтому задача зрелых обществ заключается в том, чтобы сделать государство учреждаемым институтом общества, обслуживающим его интересы.
Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать идеи и признаки правового государства.
Для реализации указанной цели поставлены и решаются следующие задачи:
При написании данной работы была использована следующая литература: Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Зерцало, 1997. – 427 с., Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с., и другие.
Становление и развитие идей правового государства
Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот. При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманизм, лорд-канцлер английской монархии и автор первого «коммунистического» произведения – «Утопия» Томас Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества. «При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, - вещал автор, - я могу утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах». Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что «стяжали разными мошенническими хитростями». Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, «значит также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».
Подобные взгляды и суждения
многократно встречаются и
Вопросы правового государства широко обсуждаются и наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей – философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.1
Многовековая история человечества до появления идеи правового государства в XIX веке в Германии знала, в основном, четыре типа государства: патриархальный, патримониальный, теократический и деспотический. Философские основы правового государства были раскрыты и обоснованы И. Кантом и Г. Гегелем. Юридический анализ правового государства, по сравнению с предшествующими типами, дал Роберт фон Моль.
Прежде всего остается не совсем понятной типологическая новизна как идей, приведших к правовому государству, так и ее сути. Сплошь и рядом можно встретить утверждения о том, что идеи правового государства якобы восходят к древности. К примеру некоторые авторы учебников «Теирия права и государства» пишут: «Идея правового государства восходит к античности и сформировались в лоне естественно-правовых воззрений».
Между тем идеи правового государства исторически могли появиться лишь через анализ и раскрытие сути тех государств (патриархальных, теократических, деспотических и т. д.), которые, безусловно, испробовались человечеством до эпохи, названной эпохой Просвещения. Только в эпоху буржуазных революций, на основе оценки всей пагубности для общества деспотических режимов, могла появиться идея необходимости радикального поворота государства в сторону служения народу. Без появления идеи о народном суверенитете вряд ли можно было обосновать рукотворную природу государства и сделать его правовым. Идеи правового государства появились в тот период, когда представители эпохи Просвещения начали рассуждать о необходимости различения таких концепций обществоведения, как «народное представительство в государстве» и «народное правление». Под влиянием различения этих двух понятий яснее стало и содержание категории «народный суверенитет», под который, по меткому определению Авраама Линкольна, стали понимать «правление народа, для народа и с участием народа».2
Идея правового государства возникла как консенсус между либералами и социалистами: правовое государство охватывает и либеральные ценности, и ценности социал-демократов. Правовое государство осуществляет свою деятельность в режиме правовых (справедливых) законов, исходящих от тех, кто создает материальные условия для развития общественной жизни.
Этапы развития идей правового государства
В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.
К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона, Аристотель, а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. В знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа – идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей – либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивалась также в работах ученика и критика Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви» к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг – истина».
Весьма важным в плане
формирования идей, заложивших первые
камни и составивших
Античные идеи послужили
основой для дальнейшего
На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно – правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш Монтескье, Д. Дидро и др.
Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII века Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели – сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.
Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII века Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживании, способно обеспечить подлинную свободу.
Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 года и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года.
Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724 – 1804) и Г. Гегеля (1770–1831).
И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом общества. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявления свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.
Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.