Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать идеи и признаки правового государства.
Для реализации указанной цели поставлены и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие идей правового государства, а так же этапы развития идей правового государства;
2. Исследовать основные признаки правового государства и формирование правового государства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Идеи правового государства
1.1. Становление и развитие идей правового государства, а так же этапы развития идей правового государства………………………………………….4
2.Правовое государство
2.1. Основные признаки правового государства………………………………12
2.2.Формирования правового государства в России………………………….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 году, но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

Следует отметить, что  концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов – Г.Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, В.Н. Гессена, Котляревского, Н.М. Коркунова и др. В частности, Г.Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С.А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.3 Так же он подчеркивал: «Идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных обществ и… убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым».4

 Четвертый  этап. Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях западных юристов, политологов и социологов XX века. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

Прямое закрепление  идеи правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 года, провозглашающей в п.1 ст.1 о том, что Испания – это  «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 года, в статьях 20 и 28 провозглашающим, что «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.

Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Большое внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.

Справедливости ради следует заместить, что отечественными авторами концепция правового государства в том виде, как она сложилась и прокламировалась на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это было правильно и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность, социальное содержание и назначение в каждый конкретный исторический период и применительно к каждому конкретному господствующему слою или классу. Ведь не секрет, например, что в отношении к любому современному западному государству и властям предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их «связность» действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника интересов всех без исключения слоев общества, верного стража «всеобщей справедливости, законности и правопорядка», коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является.

Вывод

Только правовое государство  сможет наиболее оптимально организовать общественную жизнь, соответственно требованиям как международных, так и национальных интересов. Всячески поддерживая и развивая идею правового государства, мы, однако, не должны идеализировать, а тем более копировать утвердившуюся на ранних стадиях развития человеческого общества и на современном Западе модель правового государства. Разумеется, в условиях плюрализма мнений и идеологий можно по – разному воспринимать идеи правового государства, так же как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Что же касается их интерпретации и применения на практике, то в них неизменно на первый план выступали интересы, взгляды и суждения власть имущих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные признаки правового государства.

Признаки правового  государства – это исходные, ориентирующие, основополагающие и руководящие начала, вытекающие из его природы. Это – главная составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей.5

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое – либо государство.6

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства:

1) господство права во всех  сферах жизни общества и верховенство правового закона;

2) незыблемость, гарантированность  и реальность прав и свобод  человека и гражданина;

3) взаимная ответственность личности  и государства;

4) принцип разделения властей;

Господство, или верховенство, права предполагает:

Во – первых, правовую организацию государственной власти, то есть создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона.

Во – вторых, правовой характер принимаемых законов и  верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей.

В – третьих, связность государства  им же созданными законами, то есть ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц.

В – четвертых, верховенство Конституции  в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких – либо последующих актов.7

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В самом деле, можно ли, например, обойтись без подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

Следовательно, речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами, ведомственные  акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

 Речь идет лишь о том,  чтобы эти акты не доминировали  в количественном и качественном  отношении в общей системе  нормативно – правовых актов.  А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.8

Незыблемость, гарантированность  и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство  всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретение каких – либо прав.

Взаимная ответственность  личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.

В правовом государстве  должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. .9

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Например, среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги (ст.57 Конституция РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст.58 Конституция РФ) и др.10

Принцип разделения властей.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей – это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это – законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная – правительству. И судебная – суду.

Суть этой теории в  том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

Следует заметить, что  теория разделения властей является далеко не новым порождением общественно  – политической мысли. Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так, еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н. э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала бы другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».11

Каждая из ветвей власти служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством  воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать  государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.12

Принцип разделения властей  служит критерием демократичности  государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты  между ветвями власти должны разрешаться  только правовым путем с соблюдением  установленной законом правовой процедуры.

Создание правового  государства требует и определенных условий или предпосылок. Это  наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических  традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая  роль в разработке теории правового  государства, одни из них скептически  относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации  государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Хотелось бы здесь  отметить и то, что в понимании правового государства основной акцент падает именно на природу государство: правовое государство сущностно отличается от тех, которые таковыми не являются. Правовое государство является не столько потому, что оно повязано правом, сколько потому, что оно само является правильным, справедливым и может издавать только такие законы, которые выражают интересы государствообразующего народа.13

Информация о работе Правовое государство