Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы заключается в исследовании путей преодоления правового нигилизма.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;
• Рассмотреть причины проявления правового нигилизма;
• И проанализировать форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и формы правового нигилизма…………………………………………………5
1.1 Понятие правового нигилизма…………………………………………..........................5
1.2 Причина распространения правового нигилизма……………………………………....7
1.3 Формы проявления правового нигилизма.……………………………………………..9
Глава 2. Исторические и пути преодоления правового нигилизма……………………12
2.1 Источники правового нигилизма……………………………………………………….. 22
2.2 Пути преодоления правового нигилизма……………………………..…………………30
2.3 Правовое воспитание…………………………………………………………………....30
2.4 Факторы преодоления правового нигилизма…………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………..……35
Список литературы………………………………………………………………………….37
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Курсовая работа
Студентки 1-го курса заочного отделения, общий поток
факультета юриспруденции
Леонтьевой Ирины Анатольевны
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Правовой нигилизм, способы преодоления
Защищена
« » 2014 г. « »
Белорецк, 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Понятие и формы правового нигилизма…………………………………………………5
1.1 Понятие правового
нигилизма………………………………………….....
1.2 Причина распространения правового нигилизма……………………………………....7
1.3 Формы проявления правового нигилизма.……………………………………………..9
Глава 2. Исторические и пути преодоления правового нигилизма……………………12
2.1 Источники правового
нигилизма………………………………………………………
2.2 Пути преодоления
правового нигилизма……………………………..…………………
2.3 Правовое воспитание……………………………………………………
2.4 Факторы преодоления правового нигилизма…………………………………………32
Заключение…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Необходимость построения гражданского общества в нашей стране требует глубокого анализа проблемы повышения уровня правовой культуры российских граждан. Правовая культура немыслима без правосознания, которое является его центральным элементом. Сегодня в государственно-управленческой среде правосознание подвергается своеобразным деформациям. Деформации правосознания рассматриваются в курсовой работе в качестве негативных искажений идейно-психологической сферы личности и общества. Наиболее ярко искажения прослеживаются в сфере профессионального правосознания. К ним можно отнести правовой нигилизм, правовой инфантилизм или незрелость правосознания, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм.
Проблема правового нигилизма, неуважения к праву была актуальна с момента зарождения юридических институтов в нашей стране и остается таковой в настоящее время. В различные исторические периоды ей уделяли внимание учёные и практики, писатели и поэты, государственные деятели.
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа.
Правовой нигилизм – это состояние не только одного взятого человека, но и «определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется» 1.
Поэтому, правовой нигилизм рассматривается не только как правовая категория, но и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом.
Отметим, что в правовой идеологии он находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии – в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью 2.
Проблема правового нигилизма является одной из важнейших в теории государства и права, актуальной для России, и именно она вызывает споры в юридической науке – начиная с определения данной категории и заканчивая более детальными вопросами и положениями.
Политическая активность 90-х, в нулевые и десятые сменилась политической апатией и правовым нигилизмом. Сегодня правовой нигилизм в России широко распространен во всех слоях населения. Существует множество его сторон и граней – прежде всего, это умышленное нарушение законов и других нормативных актов, подмена законности целесообразностью, нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство и т.д. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что «некомпетентность и неэффективность власти – одни из глубинных источников правового нигилизма» 3.
О необходимости борьбы с правовым нигилизмом говорится сегодня на самом высоком уровне. Известно, что борьба со следствиями того или иного отрицательного явления может продолжаться сколько угодно долго при условии, что его причины не устранены.
В настоящее время проблема правового нигилизма пока не исследована в полной мере. Между тем, в связи с развитием современного общественного строя, наблюдается все большее проявление правового нигилизма.
Сегодня более четко наблюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.
Актуальность выбранной темы: это «правовой нигилизм, способы преодоления» – связана с актуальностью теории государства и права.
Целью курсовой работы заключается в исследовании путей преодоления правового нигилизма.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;
• Рассмотреть причины проявления правового нигилизма;
• И проанализировать форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.
Предметом исследования является область знаний теории государства и права о правовом нигилизме и правовом воспитании, правосознании и правовой культуре.
Объектом курсовой работы является: правовой нигилизм и способы его преодоления.
Глава 1. Понятие правового нигилизма
1.1 Понятие правового нигилизма
Нигилизм (от лат.nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов. Он выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и России.
Вообще, рассматривая понятие правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права.
Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими проблемами общества были проблемы государства и права. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни отводилась законам. Пифагорейцы, например, законопослушание чтили высокой добродетелью, а сам закон – большой ценностью (это случай отсутствия правового нигилизма).
Нигилизм был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости оттого, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
В западной философской мысли термин «нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и состоятельности как христианской идеи надмирного Бога, так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Что касается правового нигилизма, то, по мнению В. А. Туманова правовой нигилизм – это «скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так, как того требует социальная справедливость» [4].
В Большой Советской энциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизм правовой - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений» [5].
Профессор С. С. Алексеев отмечал, что рассматриваемый нами феномен, есть «отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений» [6].
Профессор Венгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества» [7].
В первом случае Венгеров противопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, которая реализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессор утверждает, что нигилизм - это состояние общества, имеющее не только психологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизм может достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее элементов.
Профессор В.Н.Пристенский рассматривает данную проблему именно в философском, а не в юридическом аспекте. «Философский подход к праву не подменяет юридического, ибо выражает и реализует природу философии, ее угол зрения и тем самым детерминирован последними. Что может и что должна открыть философия в праве? По всей видимости то, что она открывает в мире как целом (а право - лишь фрагмент его, оно не имеет собственной логики, отличной от логики мира), - сущность самого глубокого порядка, субстанцию. Этим определяется и подход. Он состоит в необходимости определения субстанции права, его самых глубоких детерминант, коррелятов (и тем самым критерия), естественно лежащих за его пределами. Результатом данного осмысления является то или иное понимание права. Поэтому проблема определения субстанции прав, его коррелятов может быть обозначена как проблема право понимания» [8].
Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний; негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) и распространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправного поведения.
Понятие «нигилизм» используется во многих сферах деятельности людей. Познавательный нигилизм (агностицизм) отрицает объективную истину; политический нигилизм (анархизм) – целесообразность государственной власти и политических организаций; правовой нигилизм – необходимость законности и правопорядка; религиозный нигилизм (атеизм) – религию; нравственный нигилизм (имморализм) – общезначимое содержание морали, и т.д. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителем нигилизма часто выступает молодёжь, неадекватно реагирующая на общественные изменения. Нигилизм переходного возраста от детства к отрочеству и затем к молодости и т.п. также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, который не всегда соответствует детским представлениям о нём. Молодые люди с помощью нигилизма стремятся защититься от реальной жизни с её негативными чертами. Иногда нигилизм просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но существует опасность, что нигилистические взгляды станут превалирующими в нравственном поведении. В своём крайнем выражении нигилизм переходит в цинизм и аморализм.
Характерными признаками нигилизма являются интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм [9].
Также можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. М.Б. Смоленский выделяет следующие характерные черты правового нигилизма в современной России:
- правовой нигилизм характеризуется массовостью. Так, правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах;
- он носит явно агрессивный, демонстративный и неконтролируемый характер. Также правовой нигилизм характеризуется оппозиционной направленностью;