Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы заключается в исследовании путей преодоления правового нигилизма.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;
• Рассмотреть причины проявления правового нигилизма;
• И проанализировать форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и формы правового нигилизма…………………………………………………5
1.1 Понятие правового нигилизма…………………………………………..........................5
1.2 Причина распространения правового нигилизма……………………………………....7
1.3 Формы проявления правового нигилизма.……………………………………………..9
Глава 2. Исторические и пути преодоления правового нигилизма……………………12
2.1 Источники правового нигилизма……………………………………………………….. 22
2.2 Пути преодоления правового нигилизма……………………………..…………………30
2.3 Правовое воспитание…………………………………………………………………....30
2.4 Факторы преодоления правового нигилизма…………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………..……35
Список литературы………………………………………………………………………….37
Вот это и есть, на мой взгляд, важнейшие источники, так сказать, «первопричины» генезиса и развития правового нигилизма в нашей стране. Пожалуй, еще в качестве одной причины этого явления можно назвать образ мыслей, менталитет русского народа. По-моему, прав был Аксаков, когда говорил, что «дух закона» чужд русскому народу. Наша нация привыкла жить по церковным заповедям (которые хотя и являются своеобразным кодексом, но нарушения которых можно «замолить» у Бога), ей свойственна соборность и патриархальность. Сухой буквы закона народ русский не приемлет в принципе, предпочитая лучше решить дело «полюбовно», поговорив по душам, чем следовать предписаниям норм права. Нельзя не согласиться, что на такой неблагодарной почве законности прижиться гораздо труднее, чем в тех же странах Западной Европы. Образ мыслей нашего народа, думается, сыграл не последнюю роль в формировании такого феномена, как правовой нигилизм.
4.Пути преодоления правового нигилизма
4.1.Правовое воспитание
Возвращаясь к проблеме нигилизма, следует вновь упомянуть, что он настолько глубоко засел в современной жизни и прочно завладел умами людей, что перед нами сразу возникает вопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует, но для этого потребуется немало усилий. В качестве путей ослабления правового нигилизма мы можем выделить правовое воспитание.
Правовое воспитание — особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм [35].
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Профессор С. С. Алексеев выделяет правовое воспитание в широком и узком смысле. В первом случае он говорит, скорее, «не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом» [6].
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. По мнению Сахарова А.Д. и Кони А.Ф. в общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу [36].
Профессор Матузов выделяет следующие формы правового воспитания:
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина правильное понимание о необходимости права в жизни общества, его ценность и общеобязательность; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право.
Как уже было отмечено, существует несколько форм правового воспитания, но одним из наиболее важных является правовое обучение, так как правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательное воздействие.
Для повышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомить населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а значит, и уровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного. Что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
В деле воспитания у граждан уважительного и заботливого отношения к людям, честности, требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности за соблюдение правил поведения, установленных в правовых нормах, большую помощь также должна оказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда — это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четко определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения [37].
Существует ряд важных теоретических проблем, и, прежде всего связанных с дальнейшим повышением эффективности правовой пропаганды. Можно выделить такие критерии эффективности, как интерес к праву и потребность в ознакомлении с его предписаниями, знание (правовая осведомленность), отношение к праву (ценностно-правовая ориентация). В то же время неясно, почему к рассматриваемым критериям не отнесены привычка соблюдать правопорядок и активная жизненная позиция. Именно по данным «поведенческим» критериям и следует в первую очередь судить об эффективности правовой пропаганды. Иной вопрос, что их достаточно сложно установить при помощи конкретно-социологических исследований [38].
Одной из главных целей правового воспитания - выработать у гражданина здоровое чувство права, прогрессивного юридического мировоззрения. Правовое воспитание подготавливает социально активного члена общества, который знает свои права и обязанности, умеет отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу, а, следовательно, и самому правовому нигилизму.
4.2.Факторы
преодоления правового
Как уже было показано, современный юридический нигилизм - серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга - сложная задача и длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.
Существуют ли пути преодоления правового нигилизма?
Преодоление правового нигилизма невозможно без мировоззренческого осмысления права, которое подразумевает исследование правовых ценностей как составляющих мировоззрения. Существенным фактором преодоления правового нигилизма является утверждение глубокой взаимосвязи правовых и нравственных ценностей, их взаимообусловленности и взаимодополняемости. В формирующемся мировоззрении правовые и нравственные ценности не должны рассматриваться как противоположные, взаимоисключающие образования. Мировоззренческая позиция, противопоставляющая право и мораль, на наш взгляд, несет в себе основания правового нигилизма; понимание права исключительно как «внешней» формы общественной жизни, не основанной на общественных ценностях, находится в рамках нигилистической тенденции [39].
Важнейшая политическая предпосылка преодоления правового нигилизма – формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.
1) Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма — юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, где основное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальная политика государства, направленная, прежде всего на личность, ее права и законные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средств профилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации (СМИ) и правовое образование [40].
Однако от осознания идеи до ее воплощения — огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.
2) В плане рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен или значительно ослаблен правовой нигилизм.
3) Кардинальная реорганизация системы нормативного и индивидуально-юридического регулирования в обществе, где главное значение будет иметь «очищение» правового пространства от обилия запретных зон, чрезмерной юридической закрепощенности личности, предоставления ей максимума юридической свободы для самовыражения.
4) Известно, что
рамки юридической свободы
В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.
5) Большое значение
для преодоления правового
Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон: