Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:11, контрольная работа
Будучи юридически дистанциированым от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Президент РФ………………………………………………………….. 4
1.1 Становление института Президента Российской Федерации…………. 4
1.2 Правовой статус Президента России …………………………………… 5
1.3 Функции Президента РФ…………………………………………………. 6
2.Порядок избрания, полномочия………………………………………. 7
2.1 Избрание Президента РФ………………………………………………… 7
2.2 Полномочия Президента РФ…………………………………………….. 9
2.3 Прекращение полномочий Президента РФ……………………………. 11
Заключение………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы…………………………………… 15
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1.1 Становление института
Президента Российской
1.2 Правовой статус Президента России …………………………………… 5
1.3 Функции Президента РФ…………………………………………………. 6
2.1 Избрание Президента РФ………………………………………………… 7
2.2 Полномочия Президента РФ…………………………………………….. 9
2.3 Прекращение полномочий
Президента РФ…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………
ВВЕДЕНИЕ
Основой конституционно-правового механизма является Конституция РФ.
В преамбуле к Конституции сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» (Конституция Российской Федерации. – М., 2005. – С.3).
В статье 3, ч.1, 2 Конституции РФ выражена идея народовластия: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». (Конституция Российской Федерации. – М., 2005. – С.4)
Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статься 11 Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (Конституция Российской Федерации. – М., 2005. – С.6).
В статьях Конституции РФ произошло учреждение института государственной власти. И закрепляется этот институт в статье 78 ч. 4: «Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории Российской Федерации» (Конституция Российской Федерации. – М., 2005. – С.23).
В Конституции РФ достаточно полно определен статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.
Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
1.1 Становление
института Президента
Институт Президента РФ был
введен в 1991 году по итогам Всероссийского
референдума 17 марта 1991 года. В настоящее
время – это принципиально
новый институт при сохранении прежнего
названия. В 1991 году граждане РСФСР
высказались за введение института
президента, а затем избрали Президента
России как высшее должностное лицо
и главу исполнительной власти страны.
Однако с самого начала в отличие
от США российский Президент непосредственно
не руководил деятельностью
«24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ – палату нового Парламента».
1.2 Правовой статус Президента России
Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.
Вообще же в мире существует три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:
- президент лишь номинально
является главой государства
и выходит на политическую
арену только во время
- президент является главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства
- президент не входит
непосредственно ни в одну
ветвь власти, а, сконцентрировав
в руках важнейшие полномочия,
занимает особое место в
Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего лица: «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место».
Президент координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ является как бы «арбитром» в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.
Такому положению Президента в России есть вполне логическое обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно такой и является Россия), а также в период проведения реформ.
Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:
1.3 Функции Президента России
Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).
5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
2. Порядок избрания, полномочия Президента РФ
2.1 Избрание Президента РФ
Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.
Избранным считается кандидат,
получивший в первом туре выборов
более половины голосов избирателей,
принявших участие в
Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.
Срок полномочий Президента
РФ составляет четыре года. Конституция
предусматривает, что одно и то же
лицо не может занимать должность
Президента более двух сроков подряд.
Это связано с целью
2.2 Полномочия Президента РФ
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.